Дикие братья красноярских Столбов

Путешествие в буферную зону красноярских Столбов на "дикари"

Путешествие в буферную зону красноярских Столбов на "дикари"
Скала "Крепость", фото с сайта www.lifeisphoto.ru

Наверняка каждый красноярец хотя бы раз в жизни побывал на одной из удивительнейших достопримечательностей города – красноярских Столбах. К тому же с каждым годом туристическая зона заповедника становится всё удобнее для посетителей: деревянные дорожки, лавочки, мини-закусочные на каждой стоянке, указатели и прочие радости. Однако далеко не каждый горожанин знает, что знакомыми всеми столбами (Первым, Вторым, Дедом и так далее) зона красноярских Столбов не заканчивается. Напротив, это только начало пути.

Отправившись к «Манской стенке» и перевалив по заросшим тропинкам дальше, можно оказаться в так называемой буферной зоне заповедника. Сюда, в отличие от туристско-экскурсионного района (ТЭР), нужно заранее получать пропуск. Именно здесь, вдалеке от людского потока, спрятались «Дикие Столбы», среди которых такие удивительные скалы, как «Крепость», «Дикарь» и «Развалы». Погружённые в нетронутый мир природы, дикие скалы привлекают профессиональных фотографов и тех постоянных туристов, которые ищут новые впечатления, образы и уединения от суеты ТЭР.

За «Манской стенкой»

По мнению заядлых столбистов, центральный район только номинально считается культурным районом, а вся культура, как ни странно, сосредоточена в районе «Диких Столбов». Здесь не встретишь инфраструктуры, толп туристов и мусора. Дороги на «Дикие» охраняют пугающие байки, наверное, самих столбистов, о хищниках, исчезнувших в тайге туристах, непроходимых буреломах, хозяине этих мест – «белом старике».

Зона считается закрытой территорией, и попасть туда непросто. Но далеко не у каждого туриста есть разрешение, а посмотреть, что там, очень хочется. Конечно, если вы рискнёте, по пути будут попадаться предупреждения, и за нарушения могут даже оштрафовать. Но отсутствие заборов и других серьёзных ограждений соблазняет многих любопытных пересечь условную границу.

Попасть на «Дикари» можно из Базайской долины через Калтат, из эстетической части заповедника – по Манской тропе. От «Первого столба» нужно идти в сторону «Манской стенки» примерно около четырёх километров. А за «Манской стенкой» вы наткнётесь на предупреждающий знак о границе буферной зоны, после которого тропинка уведёт вас в тот самый дикий и нетронутый уголок заповедника. Первая скала, которая встречает непослушных туристов и фотографов, – «Кабарга».

– С «Кабарги» открывается панорама южной группы скал. На переднем плане видна островерхая «Крепость» с дюжиной мелких утёсов, в стороне – массивная громада «Дикаря», а между ними рассыпались чудеснейшие «Развалы». Они, словно средневековые сторожевые замки, господствуют над всей прилегающей местностью. Оторвать взор от соседних скал просто невозможно. До них совсем недалеко, однако не спешите делать окончательное суждение: в тайге понятие о расстоянии является крайне относительным, – рассказывает в своей книге «Край причудливых скал» Иван Беляк.

Монолитный бастион

Скальный массив «Крепость» является одной из самых высоких скал в заповеднике, наравне со «Вторым» и «Дикарём». Относительная её высота достигает 100 метров. Кстати, существует легенда, что скалы «Второй», «Крепость» и «Дикарь» образуют «золотой треугольник», оказавшись внутри которого, будешь чувствовать себя лучше.

Подходы к «Крепости» завалены буреломом, поэтому передвигаться приходится медленно, с трудом. Восточный склон густо порос деревьями, противоположный – более крут и скалист. У подножия его разбросаны в разных направлениях мелкие скалки. Здесь редко встречаются следы человека: путешественники предпочитают более обжитые места. Своеобразная дикая красота местности, где в изобилии водятся звери, привлекает истинных любителей природы, которые находят неисчерпаемый материал для наблюдения и изучения.

По словам бывалых туристов, скала действительно напоминает полуразрушенную крепость: когда подходишь ближе, натыкаешься на первую гряду-стенку – бастион. Привлекают внимание и отдельные её скалы-башни: «Корниловский бастион», «Плавник», «Большой шпынь» и «Петушок». Фотолюбителю доставит большое удовольствие зафиксировать скальный выступ, напоминающий морду бегемота с характерным профилем и очертаниями. В её разинутой пасти могут свободно поместиться несколько человек.

На «Крепость» существует многочисленная система ходов: от простых и доступных до предельно сложных, посильных только отважному и очень ловкому человеку. Здесь есть оригинальные места, многочисленные переходы, интересные подъёмы и спуски. Как говорят туристы, попасть на скалу легко по засечкам, сделанным несколько лет назад. Однако потемневшую от времени засечку на дереве легко просмотреть, а достаточно сделать всего несколько шагов в сторону, и человек теряет направление, начинает блуждать.

Любят сюда приходить столбисты из избы «Грифы». Устраивают уединённые походы парочки на излюбленную стоянку «Медовый месяц». Она спряталась в окрестностях «Крепости» среди таёжной чащи. Очень уютная, на удобной, ровной площадке у почти отвесной, заросшей лесом стены. Она затерялась среди разбросанных здесь огромных мегалитов, которые отлично защищают стоянку от ветра.

Стоянка "Медовый месяц", фото с сайта www.traveligo.ru

«Дикарь»

Следующая скала-гигант, которую посещают здесь туристы, – «Дикарь». По высоте она едва ли уступает «Второму Столбу», да и по форме и своеобразию ходов «Дикарь» тоже похож на «Второй». По замечанию столбистов, для подъёма лучше всего отправляться по «Северному ходу».

– Все скалы в диком районе менее посещаемые, поэтому, конечно, они более заросшие мхом. Здесь больше растительности и соответственно меньше ходов, – рассказывает «МК» столбист Олег Хвостенко, посещающий «Дикие» с самого детства. – На основные скалы уже давно есть популярные пути подъёма, так называемые освоенные ходы. Но если на «Первый» за выходные может подняться несколько сотен человек, то про «Дикарь» такого не скажешь. В тот район крайне редко ступает нога человека. Хотя технически они не сложнее Центральных, по которым уже давно есть путеводители, карты, в интернете полно описаний маршрутов. В общем, если ты «с головой», то точно не заблудишься. Пути-маршруты на «Диких» менее очевидны. Нужно знать, где, с какой стороны удобнее и безопаснее пройти. Иначе неизвестно, что тебя будет ждать за следующим поворотом. Так что настоятельно рекомендую идти туда обдуманно и с опытным проводником.

Скала "Дикарь", фото с сайта www.panoramio.com

17 утёсов

«Развалы» по праву считаются самым большим скальным массивом в заповеднике. Они состоят из 17 основных крупных скал и нескольких десятков маленьких. Раскинулись они на протяжении километра. Так что идти вдоль разбросанных утёсов можно около часа, каждый раз надеясь, что подходишь к последнему камню, за которым начнётся тропа вниз. Да как бы не так!

– Утёсы от основания и до верха покрыты тёмно-голубым слоем лишайников, – продолжает краевед Иван Беляк. – Столетия требуются для того, чтобы на шероховатой поверхности образовался незначительный их слой. Колонии лишайников развиваются только там, где воздух очень чистый, где нет дыма и копоти, нет сернистых газов – постоянных спутников больших городов. Наличие этой первородной флоры свидетельствует о чрезвычайной чистоте воздуха и его целебных свойствах.

К наиболее живописным утёсам «Развалов» относятся «Чуя», «Ворон», «Великий», «Лендаха», «Чапаевский», «Гриф», «Будда», «Таганай». Ряд скал этой группы представляет огромные, словно вытесанные, вертикальные громады с совершенно отвесными стенами. Ограниченные технические приспособления, применявшиеся старой школой столбистов, не давали возможности освоить эти утёсы.

Кстати, по словам любителей посещать эти места, здесь встречаются как бы в миниатюре известные скалы зоны ТЭР – невысокие «Перья», «Дед» и другие.

Большой известностью пользуется пирамидообразный «Гриф». Его конусовидная форма с нависшей над северной стеной плитой невольно бросается в глаза. Молва относит скалу к наиболее сложным и трудным. А на её вершине, на высоте 40 метров, расположилась деревянная избушка с одноимённым названием «Грифы».

Построенная 55 лет назад, она несколько раз подвергалась «перестройке», но всё равно остаётся на своём месте и принимает гостей. Переночевать здесь может около 20 человек, а в былые годы собиралось и до 40. Есть здесь печка, так что можно не только согреться, но и приготовить еду. Ну и, конечно, окружает избушку фантастический вид на бескрайнюю тайгу и непокорённые бастионы «Диких Столбов».

– Конечно, основные тренировки у нас проходят на Центральных Столбах, в Такмаковском районе, на Китайской стенке, – рассказывает Олег Хвостенко. – Там мы постоянно проводим соревнования, фестивали скалолазания. На «Дикие» больше ходим для души, чтобы уединиться, побыть наедине со своими мыслями, сменить обстановку и оставить суету города. Здесь торжественно тихо и чинно. Слышны только неясные шорохи, треск сучьев, чудесное пение птиц.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру