Можно поиронизировать по поводу перифразы названия знаменитой комедии Александра Островского, но 2016 год по части скандалов «переплюнул» последние лет десять. Было, конечно... Но чтобы столько и сразу! Причём некоторые были и комедиями, и фарсом.
Всё началось в январе прошлого года. После долгих пикировок с министром культуры края Еленой Мироненко со скандалом был уволен директор Красноярского музейного центра Михаил Шубский. В глазах Красноярска он настолько уже сроднился с бывшим музеем Ленина, что его уход стал чуть ли не крушением основ мироздания. Официально это выглядело как добровольная отставка в связи с достижением пенсионного возраста.
Но мы же с вами живём в России, и все прекрасно знали, кому и почему мешал Шубский. Решить вопрос тихо-мирно не получилось: народ сказал: «Ну-ну!» и начал «ломать копья». Правда, его всё равно сняли. Однако замену нашли среди сотрудников КИЦа – Марию Бокову. В супермаркет его пока не превратили и не перепрофилировали (уже радость). Посмотрим, что будет дальше.
Театральные страсти
Если отставку Шубского хотя бы формально можно было связать с пенсией и тем, что активность Музейного центра снизилась, то увольнение Надежды Столбовой вызвало недоумение. Режиссёр Красноярского театра оперы и балета только что отметилась успешной постановкой «Травиаты» и вдруг оказалась не у дел. Правда, по словам директора театра Светланы Гузий, выходило, что её и не увольняли, а просто в сентябре «закончился срочный трудовой контракт», продлевать который не стали. Почему – личное дело театра. Занавес, и до свидания!
В шоке оказались не только театралы, но и красноярское министерство культуры. Там сказали: «Надежда – крайне ценный кадр, и мы были в полном недоумении от столь ошибочного, некрасивого поступка со стороны театра».
Сама Столбова подтвердила, что её договор с театром закончился 5 сентября, а работала она с 2013 года, в начале каждого сезона заключая такой договор сроком на один год. А о расторжении контракта сообщить должны были за два месяца: «Но меня никто не предупреждал».
Как всегда, сразу появилось много версий, из которых минимум две правдоподобные. Первая связана с постановкой «Травиаты», которая якобы не устроила руководство оперного (кстати, с дирижёром театра Дмитрием Волосниковым тоже не продлили контракт). Причём дело не в постановке, а в декорациях: действие происходит в когда-то роскошном, но находящемся в упадке особняке с обшарпанными стенами и мусором на сцене... Аллюзии, господа, а кому-то не понравилось.
Согласно второй версии, Столбову «ушли», чтобы поставить на её место нового режиссёра, выпускницу «Гнесинки» Марию Тихонову, дочь Ирины Долженко – художественного руководителя оперной труппы красноярского театра и солистки Большого театра в Москве. Если это правда, то нет ничего нового в нашем подлунном мире.
Край всегда гордился своими «посланниками культуры», одним из олицетворений которых является ансамбль танца Сибири им. М. С. Годенко. Однако в последнее время в коллективе нелады. Уже давно ни для кого не секрет, что у ансамбля масса проблем, одна из которых – отсутствие харизматичного лидера, каковым был сам Годенко. Выяснение отношений совсем не способствует благотворной атмосфере в коллективе. Думается, что все видят, как ведётся работа нынешним худруком коллектива Владимиром Моисеевым и дирекцией.
Нет, конечно, коллектив не разваливается и продолжает нас радовать яркими выступлениями, но... мы это уже всё сто раз видели и знаем, как таблицу умножения. Нового-то – кот наплакал! Если ничего не поменять, то такими темпами коллектив из легендарного и уникального может превратиться в простой ансамбль песни и пляски, коих не счесть.
Канские страдания
2016-й был Годом российского кино. Все радовались, что оно вот-вот выйдет на уровень советского, и мы утрём нос Голливуду. Ну, а жители Канска этот год будут помнить очень долго. Начавшийся с двухдневного проекта-шутки Канский фестиваль за 14 лет прошёл длинный путь. Его холили и лелеяли, как бесценный цветочек среди крапивы. И не уберегли. Вместе с программами видеопоказов он переехал – в Москву! Вроде из-за «чисто человеческих» причин: средств на организацию не хватило... А в Москве-то он кому нужен?!
Не секрет, что многие российские фестивали родились и остались московскими тусовками на выезде. Однако Канский всегда стоял особняком – глубоко и радостно «перебаламутил» край, город и участников. Теплилась надежда, что рано или поздно сам могучий собрат – Каннский фестиваль обратит на нас внимание... Не срослось.
Были и другие скандалы. Они, как грибы после очередного дождя, – не знаешь, когда вылезут и в каком количестве. Учительница эстрадного вокала была уволена из музыкальной школы после поступления жалобы от петербургского активиста Тимура Булатова. Внимательно проанализировав её страницу в соцсетях, он нашёл «неопровержимые доказательства» её развратного образа жизни и отправил «улики» руководству. Резюме: проклятый интернет! Слава богу, во всём разобрались, девушку восстановили на работе. А красноярским школам рекомендовали составить правила поведения для учителей в соцсетях.
А ещё у нас были скандалы спортивные, градостроительные, медицинский и церковный. В общем, весело живём! Ан нет. Некогда, скандалим!