Год живописи: Иван Данилов провёл вернисаж

Пожалуй, мастерская красноярского живописца Ивана Данилова самая необычная

Пожалуй, мастерская красноярского живописца Ивана Данилова самая необычная

Пожалуй, мастерская красноярского живописца Ивана Данилова самая необычная из всех, где я побывала. Разгороженное на балкон с перильцами и мастеровую, всем своим убранством помещение словно говорит: обитающий здесь художник родом из Сибири. Хотя постоянные путешествия по странам и континентам ставят мастера скорее в разряд граждан мира. На прошлой неделе его работы в рамках специального проекта «Год художника» увидели зрители Красноярска.

Данилов – фигура культовая и крайне завораживающая. Вырос он в многодетной семье в селе Береть на живописном берегу Маны. Родители работали в леспромхозе, и ничто не предвещало, что у деревенского паренька сложится яркое будущее.

– Сколько себя помню, – рассказывает он про свои истоки, – рисовал непрестанно, везде был с карандашом и бумагой. Мой отец-фронтовик под финал Великой Отечественной войны побывал в Дрезденской галерее. И так впечатлился, что захотел, чтобы один из детей стал художником. Даже покупал на почте плакаты, чтобы сын рисовал с обратной стороны, – в стране был дефицит бумаги больших форматов.

Отслужив в армии, Иван с третьего раза поступил в красноярское Суриковское училище. Понятно, что никакой художественной школы и техники у парня не было. Но благодаря «спецвечёрке» удалось достичь приемлемых результатов для поступления. По окончании училища Данилов стал работать в кинотеатрах Красноярска – рисовал афиши к кинофильмам.

Сейчас, спустя более 30 лет, он говорит, что бросил работу в одночасье. К тому времени уже насмотрелся на труды настоящих художников: посещал выставки и вернисажи. Вдруг осознал: «Я же всю жизнь стремился стать живописцем». Закупил краски, холсты и стал творить.

Его пейзажи виртуозны, прозрачны, воздушны. Он до сих пор любит писать берёзовый лес, а портреты делает с лёгкой иллюзией недосказанности. Как выразилась искусствовед Татьяна Ломанова, этот эффект «нон финита» (незаконченности) придаёт особый шик работам Ивана Данилова. Его импрессионистическая небрежность и ненатужная одухотворённость, молниеносность кисти и брутальный мазок высоко ценятся искусствоведами и любителями живописи.

Через несколько лет после крутого поворота судьбы он попал в Германию, где прожил лет десять, выучил немецкий язык, много ездил по стране. Его работы местный истеблишмент оценил, и Данилов стал писать на заказ пейзажи, натюрморты, портреты. Были и забавные случаи. Как-то художник выбрал странный замок, украшенный старинными полотнами – источником вдохновения, а это оказалась казарма для солдат.

В его творческой биографии немало стран и городов: Австралия, Лос-Анджелес, Ливан, Таиланд, Китай… Америку вспоминает без особого восторга. Говорит, что импресарио, пригласивший сибиряка поработать в Калифорнии, ставил разные ограничения. То цвет для «рынка» нужен другой, то требовал не характерный для художника сюжет. Поэтому он уехал оттуда с лёгким сердцем и возвращаться не собирается, несмотря на новые приглашения.

А в Ливане Данилов написал портрет президента и побывал в правительственном дворце. Такой чести может позавидовать любой российский художник, а уж тем более уроженец глубинки. Несколько лет назад его работы были приобретены агентом мирового лидера арт-аукционов – Sotheby's. И не исключено, что наш земляк стал не только первым сибиряком, удостоенным такого внимания, но и единственным. Несмотря на звёздный статус и различные регалии, живописец никак не изменился.

В последние годы судьба свела его с Китаем. Роман с Поднебесной – искромётный и всепоглощающий. Развитие китайской культуры и художественной жизни кажется важнейшим трендом. В прошлом году в Харбине прошла грандиозная выставка Ивана Данилова, которую мастер готовил два года. На ней демонстрировали более 200 полотен, успех был ошеломительный.

Сейчас он готов поразить зрителя своими работами и в Пекине (вернисаж откроется совсем скоро). Выставка будет состоять из 500 работ. Заказчиком выступает музей Харбина, по завершении практически все работы останутся в собственности мегаполиса. Это очень важный шаг в жизни сибирского живописца.

– Я просто поражён, как внимательно относятся в Китае к художникам: со мной почти каждый из зрителей хотел сфотографироваться.

Наверное, из-за щедрости души мастер имеет минимум «золотого фонда», в то время как обычно у живописцев в личных запасниках около 50 самых дорогих сердцу работ. Но Данилов такого наследия почти лишён: полотна разошлись по миру. Впрочем, он этому только рад.

– Я не меняюсь, не испытываю малейшей гордости – стараюсь сохранить свою детскую душу, что ли, – рассуждает художник, который сам себя именует человеком полёта.

И это не скроешь. Для выставки в Красноярске мастер продемонстрировал два десятка работ, которые публика оценила в самых превосходных степенях.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру