Каким он был – Иван Грозный?

Колоритная фигура царя Ивана Грозного до сих пор вызывает противоречивые споры у простых граждан и учёных умов.

Колоритная фигура царя Ивана Грозного до сих пор вызывает противоречивые споры у простых граждан и учёных умов.

Наверное, с лёгкой руки немецких историков, столетиями создававших историю России (порой даже не зная русского языка), царь Иван IV многими воспринимается кровавым тараном. Немало мифов о том, что государь убил своего сына, устроил резню в немецкой слободе, провёл опричнину.

Не так давно в Канске красноярский художник установил на берегу реки своеобразный памятник государю – деревянный окровавленный кол. Таким образом он ответил на открытие памятника Ивану IV в Орле. Корреспондент «МК» решил узнать, насколько бывший правитель России достоин кола-памятника.

Любопытно, что некоторые наши историки вторят «западникам». Так, Скрынников написал, что при Грозном на Руси был «массовый террор», в ходе которого погибли… около 3-4 тысяч человек. Интересно, а как он охарактеризовал эпоху Сталина? Или Петра I, которому по всей стране установлены многочисленные статуи. А согласно исследователю И. Н. Милюкову, в России в начале царствования Петра проживали 16 миллионов человек, а в конце – около 13 миллионов. Что касается Ивана IV, то известно, что за время его царствования население страны выросло почти на 40% и с 6-8 миллионов составило 10-12 миллионов человек.

С лёгкой руки художника И. Репина уже ходит миф, что Грозный убил своего сына. А историки утверждают, что царевича отравили ртутью и он умирал на богомолье 10 дней (с 9 по 19 ноября 1581 года). Отцом мифа об «убийстве» стал папский легат Антоний Поссевин, посетивший Москву через несколько месяцев после смерти наследника престола. Царь отверг предложение повсеместно вводить на Руси католичество, видимо, так ему отомстили.

Про свой символический кол художник Гультяев пишет, что он «символизирует внутренний стержень, который должен быть у каждого русского человека, иначе ни о какой духовности не может быть и речи». А Иван Грозный, кстати, был весьма просвещённым человеком, имел уникальную библиотеку, поиски которой продолжаются до сих пор. Писал духовные книги и даже молитвы.

Государя обвиняют в разгроме немецкой слободы, но никакой кровавой распри не было. По законам того времени русским запрещалось пить хмельные напитки и варить их дома. За это следовала кара – полная конфискация имущества. А немцы могли у себя открывать кабаки, продавали спиртное «для своих». А когда они злоупотребили привилегиями и стали развращать в своих трактирах русских, то Иван Грозный приказал лютеранцев плетьми выдворить из столицы. Что и было исполнено.

А вообще, при Иване IV Русь поднялась с колен, расширила свои границы от Балтики до Сибири, территория государства увеличилась почти вдвое. Думаю, он достоин того, что государю устанавливают в России памятники. Сейчас готовится к открытию ещё один, который будет установлен в бывшей Александровой слободе. А насколько памятник красноярского художника отвечает действительности и может «облагородить» место досуга жителей Канска – решать вам, читатели «МК».

Комментарий Александра Чернявского, политического аналитика:

– Сегодняшние яростные споры о памятниках Иоанну IV оставляют странное ощущение. Складывается впечатление, что противоборствующие стороны стали жертвами многочисленных мифов об этом правителе, которые заслонили реальную, очень сложную историческую фигуру. Этот миф – диковинный коктейль из кинофильмов, беллетристики а ля Радзинский и плохо прочитанных абзацев из школьных учебников. При этом многие из тех, кто сегодня повторяет сказки о «кровавом царе», вряд ли читали серьёзную историческую литературу о том, что происходило на Руси в XVI веке. Например, исследование современного историка Натальи Прониной «Правда об Иване Грозном», в котором на основании многих документов предстает совсем другой царь.

Вообще, попытки сделать из Иоанна Грозного одну из самых кровавых фигур мировой истории в отрыве от контекста эпохи, в которой ему пришлось действовать, попахивают злонамеренной фальсификацией. А эпоха была, мягко говоря, очень жестокая. Потоки крови лились во многих странах. Недавно в Дрездене видел памятник Мартину Лютеру – одному из столпов протестантства. Этому деятелю стоят памятники во многих странах, несмотря на его антисемитизм и тот факт, что именно его церковная реформа во многом стала идеологическим фундаментом, запустившим в середине XVI века серию религиозных войн в Европе, в которых погибли сотни тысяч людей.

Одна только кровавая Варфоломеевская ночь, 24 августа 1572 года, стоила жизни около 30 тысячам французов. Для сравнения: за весь период опричнины на Руси погибли 4,5 тысячи человек. Можно вспомнить геноцид коренных народов Америки, которые в те времена были вырезаны под корень безжалостными конкистадорами.

Когда человек, живущий в XXI веке, начинает высокомерно и безапелляционно осуждать деяния тех, кто жил в далёкую эпоху, вряд ли это происходит от шибко большого ума.

Но дело не в событиях, которые происходили почти 500 лет назад, а в нас самих. Безусловно, разные мнения по поводу значения Иоанна IV отражают наш внутренний раскол. И многие художественные жесты, связанные с отечественной историей, несут явную политическую нагрузку. Для одних это способ сказать «фи» нынешнему режиму в России, а для других – возможность, наоборот, выразить поддержку курсу Путина.

Думаю, Иоанн Васильевич из рода Рюриковичей сильно удивился бы, расскажи ему, как будут ломаться копья вокруг его имени в 2016 году.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 9 ноября 2016

Заголовок в газете: Разноречивый государь

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру