У красноярцев остаётся много претензий к работе фонда

В канун нового, 2012 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон, который ввёл в Жилищный кодекс РФ систему взимания с собственников квартир взносов за капитальный ремонт домов.

В канун нового, 2012 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон, который ввёл в Жилищный кодекс РФ систему взимания с собственников квартир взносов за капитальный ремонт домов.

В канун нового, 2012 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон, который ввёл в Жилищный кодекс РФ систему взимания с собственников квартир взносов за капитальный ремонт домов. В июле 2013-го экс-губернатор Лев Кузнецов подписал региональный законопроект об организации капремонта на территории Красноярского края. И в ноябре 2014-го красноярцы получили первые платёжки с обязательством взносов в фонд капитального ремонта. Казалось бы, идея хорошая. Собранные деньги не канут в бездну расчётов ЖКХ, а пойдут конкретно на ремонт многоквартирных домов. Но почему же на протяжении двух лет программа даёт явные сбои? По какой причине около пяти миллиардов рублей мирно покоятся на счёте регионального оператора, тогда как большая часть жилищного фонда края нуждается в капитальном ремонте, узнавал корреспондент «МК».

Три года назад тема с капремонтом как-то прошла мимо: неоднозначная инициатива была принята в канун Нового года, когда большинство россиян увязали в праздничных хлопотах. Далее тихо и незаметно в каждом регионе сформировался свой фонд капремонта или региональный оператор.

Если помните, после принятия региональных законов каждый дом мог самостоятельно определиться, по какой системе будет накапливаться фонд капремонта – индивидуально или по общей системе. То есть деньги либо собираются на счёте конкретного дома и за счёт них его потом ремонтируют. Либо же собственники перечисляют средства в так называемый «общий котёл» (на счёт регионального оператора). Он по определённым критериям распределяет, кому ремонты необходимы в первую очередь.

Как показывает статистика, в Красноярском крае формат «общака» оказался подавляющим – только 5% домов выбрали услуги спецсчёта. Несмотря на то, что последний как-то надёжнее и ближе к делу, большинство предпочли скидывать деньги в общую копилку.

Собака на сене

Однако региональный оператор не торопится тормошить собранную «казну». Как сообщили в Общероссийском народном фронте, Красноярский край стал всероссийским лидером по сумме «сэкономленных» средств капремонта. На сегодняшний день на счету регионального оператора мирно покоятся 4,7 млрд рублей (собранные в 2014-2016 гг.). В то же время на ремонт в текущем году фонд потратил около 250 миллионов.

Такими темпами уже собранные деньги могут осваиваться годами. Добавьте к этому проценты по депозитам (в среднем 9,5%) и средства, которые продолжают ежемесячно поступать. Согласитесь, не очень разумно собранные с людей деньги заморозить на банковских депозитах. Вывод один: реализация программы капитального ремонта нуждается в серьёзных доработках.

– Около пяти миллиардов рублей лежат мёртвым грузом в банке и подвергаются инфляции. Работа краевого оператора в этом отношении является неудовлетворительной. Нужно большие объёмы использовать для проведения капитальных ремонтов, – считает руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Александр Пузанов.

Но в самом фонде свою работу оценивают положительно. Так, в 2015-м году по всему краю отремонтировали 100 многоэтажек. В 2016-м на целых 44 дома больше – ремонт уже завершён в 127 домах. Но, судя по результатам, гордиться то нечем. Такими черепашьими шагами на ремонты жилого фонда региона понадобится не меньше века. А деньги собственников продолжают поступать в «общий котёл» и копятся, копятся, копятся…

– Основная причина, по которой у собственников возникают вопросы по капремонту, – абсолютная непрозрачность программы, – считает депутат Законодательного Собрания Илья Зайцев. – Люди не понимают, кому и за что они платят, когда ремонт будет проведён. Во-вторых, жильцам не всегда ясна процедура проведения ремонта. Работа с населением практически не проводится, дефицит информации налицо. Плюс существенная проблема для Красноярска – аварийные дома, которые таковыми не признаются муниципалитетом. Совершенно очевидно, что никакой ремонт здесь уже не поможет. Тем не менее, эти люди продолжают платить за капремонт, что также вызывает определённое напряжение. Претензий много, но я абсолютно чётко понимаю, что в нынешней ситуации нет возможности капремонт отменить, потому что иных средств на эти работы нет. Однако в программу нужно однозначно вносить изменения на федеральном уровне.

Бюрократический барьер

Организация и проведение ремонта – дело небыстрое. Сначала нужно сделать проект, затем найти подрядчика, да и «рабочий механизм до сих пор отлаживается», объясняют в Фонде. «МК» поинтересовался у регионального оператора: сколько времени уходит на все процедуры согласований, вплоть до прихода подрядчика на объект? Вы не поверите, но в некоторых случаях они могут затянуться до года.

После формирования органами местного самоуправления краткосрочных планов и утверждения его краевым оператором к процессу подключаются собственники. В течение трёх месяцев жильцы должны ознакомиться с видами работ, сообщить, нужно ли внести изменения или капремонт вообще не нужен. Если по истечении срока решение не принимается, даётся ещё месяц на то, чтобы за собственников приняли решение муниципалитеты. Получается, четыре месяца для строителей уже потеряно.

Дальше фонд объявляет конкурс на изготовление проектно-сметной документации. Так проходит ещё месяц-полтора. Хотя, как отмечает региональный оператор, «на практике процесс проектирования может растягиваться от 5 до 10 месяцев». После разработки проекта фонд объявляет ещё один конкурс – на выбор подрядчика по строительно-монтажным работам. Процедура занимает месяц-полтора.

Кажется, на этом всё, «подготовительный ритуал» закончен, подрядчик наконец-то заходит на объект… Но он не может приступить в работе: управляющие компании не подготовили дом к долгожданному ремонту. Удивительно, как при таком ритме за текущий год удалось отремонтировать целых 127 домов.

– Мы уже второй год подряд наблюдаем, как бюрократическая система по проведению капитального ремонта препятствует работам, – считает руководитель общественного движения «Народный контроль в сфере ЖКХ» Роман Казаков. – На мой взгляд, решение этого вопроса лежит в плоскости децентрализации полномочий фонда капремонта. Изначально было ошибкой замыкать весь процесс на одной организации в нашем огромном регионе. Если сегодня хотя бы десять муниципальных образований станут техническим заказчиком, конкурсы однозначно пойдут быстрее. Это тот шаг, который сделать просто необходимо. В противном случае мы будем регулярно наблюдать картину, когда единственным выигравшим от системы капремонта будет Сбербанк.

Ждать перемен?

Делегирование полномочий обсудили на совещании по вопросам реализации программы капремонта в крае. По мнению губернатора Виктора Толоконского, капремонты не выдерживают никакой критики и, что очевидно, не удовлетворяют ожидания жителей. Глава региона заявил, что отремонтированного жилья должно быть в три раза больше. «Стахановский план» на 2017 год – минимум 500 домов.

– Организация массового ремонта у нас низкая. Мы крайне медленно входим в программу. У нас минимальное освоение имеющихся у регионального оператора средств, недоработаны основные механизмы управления этим процессом. Наблюдается достаточно серьёзная отстранённость муниципальных образований. В 2017 году всё должно быть чётко отлажено, от начала и до конца: начинаем, завершаем, принимаем, оплачиваем.

Министр строительства и ЖКХ Николай Глушков с губернатором согласился. Он признал, что фонд действительно отстаёт от тех объёмов и сроков проведения работ, которые были утверждены правительством. Одна из причин, – нехватка у фонда компетентных специалистов для организации проведения торгов и контроля над работой подрядчиков.

Действительно ли шишки, набитые на терновом пути капремонта, научат уму-разуму всех участников этой отчасти утопичной программы, – большой вопрос. Правда, предложили передать муниципалитетам функции заказчика проектных и ремонтных работ, а также контроль над подрядчиками. Фонд не останется в накладе – продолжит собирать и распределять средства и формировать адресные программы.

Сложно сказать, насколько принятая мера ускорит темпы капитального ремонта. Если честно, с трудом верится, что в программе произойдут какие-то тектонические сдвиги. Формирование изменений в законе – дело небыстрое. В лучшем случае капремонт «по-новому» мы увидим в конце следующего года.

Непонятно одно, почему должны страдать люди – ждать капитального ремонта и ежемесячно платить за то, что «ещё устаканивается». Разумнее было бы сначала обдумать возможности фонда, разработать стратегию программы, обозначив реальные сроки капремонтов на ближайшее время, а не «в будущем». Вместо этого – сырой закон, миллиарды на счету и абсолютное неверие людей в «светлые» намерения всех причастных к этому лиц. Вердикт один: программа капремонта надежд так и не оправдала.

Врезка:

Адресную программу капремонта в крае в 2017 году по новой схеме «протестируют» в 11 городах: в Красноярске, Ачинске, Боготоле, Енисейске, Канске, Минусинске, Назарово, Шарыпово, Бородино, Лесосибирске, Зеленогорске. Если инициатива сработает эффективно, децентрализация полномочий фонда распространится на остальные муниципалитеты.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 2 ноября 2016

Заголовок в газете: Капремонт – утопия или реальность?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру