Год живописи: Владимир Капелько и спасение петроглифов

Mk.ru продолжает знакомить красноярцев с темой изобразительного искусства

25 октября 2016 в 12:43, просмотров: 1187
Год живописи: Владимир Капелько и спасение петроглифов

Mk.ru продолжает знакомить красноярцев с темой изобразительного искусства в рамках специального проекта ИД «Коммерсантъ Красноярск» «Год живописи».

Сегодня мы вспоминаем художника Владимира Капелько, члена Союза художников СССР, Российской Федерации, заслуженного художника России.

Южная Сибирь по огромному количеству найденных здесь петроглифов – выдолбленных каменным или металлическим зубилом, писаных особыми красками, смешанными с соками трав и животным жиром, – считается научным «Эльдорадо». Уч`ные изучая их реконструируют эволюцию быта, мировоззрения, иерархии современников палеолита, неолита, палеометалла.

Судите сами, найденной на ангарском притоке скульптурке мамонта – 24 тыс. лет. Окрашенная охрой и сажей, она является одним из первых на планете примеров зарождения мифологии, религиозного представления о жизни и смерти.

Сегодня километровые полотна колоссальной, неразгаданной информации затоплены водохранилищами гидростанций. Единственный выход – донести до будущих поколений если не оригинальное произведение, то хотя бы его слепок. Чтобы спасти наследие древних художников, Владимир Капелько, художник и археолог, в 1973 году изобрёл ныне всемирно известный метод эстампажного копирования наскальных рисунков на микалентную бумагу («метод В. Ф. Капелько»). Так были скопированы петроглифы на реках Мана, Абакан, Туба, Средний и Верхний Енисей. Выполнены эстампажные копии Сулекских, Оглахтинских, Шалоболинских писаниц.

«Петроглифы – это в первую очередь произведения изобразительного искусства, – писал Владимир Капелько. – Я попытался их копировать не для науки, а просто любя и уважая труд художников всех времён и народов». С 1960-х годов в поисках наскальных картинок художник прошёл километры степей, гор и горных рек.

Доктор исторических наук Николай Дроздов вспоминает: «А как начали скальные вершины скрываться в чёрной бездне, на резиновой лодчонке принялся искусственные моря бороздить. В одиночку, с одним-двумя приятелями, но чаще – с преданной спутницей, археологом Эрой Антоновной Севастьяновой, ставшей потом ему супругой. Дождётся, чтоб ГЭС на считанные часы воду сбросила, обнажив послания каменного века, и – за работу. Тогда он изобрёл технологию копирования, позволяющую оттиску впитывать каждый штришок, «запоминать» даже микронную трещинку искусства древних художников».

Часть эстампажной коллекции Владимира Капелько, которой надлежало храниться в Хакасском национальном музее имени Л. Р. Кызласова, в 1990-х годах контрабандным путём была поэтапно вывезена за рубеж и возвращена в Хакасию только в 2011 году.



Партнеры