Губернаторский проект "Дорога к дому"

Сергей Ерёмин: «Развитие агломерационной дорожной сети вокруг столицы края находится в особом приоритете»

Сергей Ерёмин: «Развитие агломерационной дорожной сети вокруг столицы края находится в особом приоритете»
Министр транспорта Красноярского края Сергей Ерёмин

Красноярский край раскинулся на девять климатических зон с совершенно разным ландшафтом – от вечной мерзлоты на севере до горных хребтов на юге. Тайга, степи, болота… Широкая географическая палитра накладывает отпечаток на всю экономику региона, в том числе на дорожное хозяйство, ремонт и содержание дорог – самых протяжённых, за исключением Алтайского края, в Сибири. О том, как развивается дорожная инфраструктура края и какие трассы появятся на профильной карте региона, «МК» рассказал министр транспорта Красноярского края Сергей Еремин.

– В Красноярском крае есть три основных типа дорог: федеральные – чуть больше 1 тыс. км – это становой хребет транспортной сети края, региональные – 14 тыс. км и муниципальные – 16 тыс. км – они находятся внутри сёл, деревень, малых городов и связывают между собой населённые пункты. Есть ещё «зимники», насчитывающие 10 тыс. км. В сумме дорожный баланс министерства составляет порядка 40 тыс. км, по которым ежедневно активно двигается автотранспорт.

– И все эти дороги требуют средств на содержание и ремонт. Каким образом сегодня происходит финансирование?

– Определён специализированный целевой источник – Дорожный фонд, который несколько лет назад был организован в России. На 80% он пополняется за счёт акцизов, включённых в цену бензина и другого топлива, на 20% за счёт транспортного налога. Было немало критиков новой системы. Однако сейчас мы видим позитивные изменения в разрезе увеличения финансирования дорожной отрасли.

– Акцизы – это федеральный налог?

– Да, но центр их полностью распределяет по регионам в зависимости от протяжённости дорог и других коэффициентов. В том числе средства поступают в муниципальные дорожные фонды – в крае 61 муниципальное образование, 584 сельсовета. Однако этих денег не хватает на нужды муниципальных дорог. По закону им выделяется 10% от поступающих в краевой фонд средств, которые распыляются на всех. Например, в край поступило 8 млрд, значит, муниципалитеты получат 800 млн рублей, которые нужно распределить на 16 тыс. км дорог.

Поскольку собственных средств муниципалитетам не хватает, 40% от краевого дорожного фонда мы вынуждены направлять на их поддержку. Нам бы хотелось, чтобы муниципалы не были настолько – назовём вещи своими именами – нищими в плане финансирования, чтобы и у них был определён источник средств, реальный по размерам и масштабам, и, самое важное, отдельный от краевого. А так мы находимся в очень напряжённом состоянии и вынуждены оголять бюджет региональных дорог – а это наши прямые обязательства.

Дорога на универсиаду

– На какие цели расходуются остальные средства дорожного фонда?

– Порядка 45-50% мы направляем на региональные трассы: содержание и ремонт, реконструкцию, капремонт, строительство и ремонт мостов, реализацию мер безопасности. Из оставшейся суммы 10-15% распределяется на такие инвестиционные проекты, как, например, четвёртый мост через Енисей. В течение четырёх лет мы ежегодно выделяли по 2 млрд рублей на строительство моста, столько же добавлял федеральный центр.

– Мост построен. Какие крупные инвестиционные проекты финансирует дорожный фонд в этом году?

– Это, прежде всего, дорожные объекты Универсиады: развязка к мосту в районе мкрн «Тихие зори», строительство новой трассы в створе улицы Волочаевской. На их строительство мы будем выделять более 6 млрд рублей. Другая задача подготовки к Универсиаде – привести в порядок основные транспортные артерии Красноярска.

Для реализации этого проекта мы намерены претендовать на софинансирование в рамках президентской программы. Сейчас делаем расчёты, чтобы опередить стратегию. Здесь несколько вариантов. Можно пройтись катком по дорогам города, и они на какое-то время станут комфортнее, а можно капитально отремонтировать их по современным СНиПам, чтобы проблема была снята на десятилетия вперёд.

Дорога к дому

– Насколько обширна ремонтная программа, хватает ли финансирования?

– Содержание дорог – процесс круглогодичный. И на него уходит основная часть средств. С ремонтом сложнее. Денег хватает только на 200-300 км ежегодно, в зависимости от сложности работ на конкретных объектах. Для качественных изменений дорожной сети надо ремонтировать 1000 км ежегодно.

Основная часть дорог края строились в 1970-1980-х годах, и они были рассчитаны под ЗиЛ-130, например, который полной массой составлял 10 тонн. Современный среднестатистический грузовик – это 30 тонн. Сам уровень автомобилизации вырос на несколько порядков. Самая захудалая деревня имеет определённый уровень автомобилизации и потребности. Поэтому c 2015 года из краевого бюджета дополнительно выделяется 1 млрд руб. на ремонт улично-дорожной сети в муниципалитетах в рамках губернаторской программы «Дорога к дому».

Для муниципальных образований это программа насущная. Где-то уже не ждали помощи. Такое удивление встречается на лицах жителей далёких деревень – они на работающий грейдер смотрят, как на космический корабль. За прошлый год сделали 260 км муниципальных дорог, в этом – 280 км. По этой программе отработали и многострадальный Канск, дороги которого ещё два года назад были в плачевном состоянии. Сейчас там ровное дорожное полотно, а жители Канска теперь ждут обустройства тротуаров.

– Надолго ли хватит нового покрытия? Видел, как через Канск идут автопоезда…

– Такая проблема существует. «Дальнобойщики», мгновенно разведав ситуацию, стали направлять свои многотонные машины напрямик через Канск, несмотря на запрещающие знаки. Мэрия города старается всеми силами их перехватывать и по этой же причине категорически отказалась класть новый асфальт на въезде в город, чтобы не притягивать нежелательный транзит.

Стало понятно, что необходим обход Канска. Благодаря федеральному финансированию готовится большой проект. Рассчитываем сдать его в 2019 году. Когда появится объездная дорога, можно будет подумать о «парадной миле» перед въездом в Канск.

– Новая автодорожная сеть нужна и для агломерационного развития Красноярска.

– Развитие агломерационной автодорожной сети вокруг столицы края находится в особом приоритете. Арифметика простая – в Красноярске ежесуточно двигается 400 тыс. автомобилей, почти половина потока – 150 тыс. – это транспорт из близлежащих населённых пунктов. Недавно на Госсовете президент поставил задачу – до 2025 года отработать программу «Безопасные и качественные дороги». Участвуют 13 миллионников. Мы уже в декабре готовы защитить региональную программу, которая будет рассчитана сугубо на развитие сети краевого центра и агломерационного кольца в радиусе 100 км.

Но это не значит, что никакой работы не ведётся. Идёт реконструкция дороги в направлении Красноярск – Железногорск. Также совместно с федерацией благоустраиваем «гостевую трассу» из аэропорта «Емельяново» – буквально в октябре 8 км дороги будет освещено, в следующем году работа по освещению продолжится. Кроме того, приступим в следующем году к строительству развязки возле нового терминала, выйдем на ряд направлений – Устюг, Чистоостровское, дороги в Манском районе.

– Есть ли ещё крупные объекты по краю?

– Это строительство двух мостов. Первый объект – реконструкция скандально обвалившегося из-за неквалифицированных действий подрядчика моста через Енисей в Минусинске. На эти цели запланировано израсходовать 100 млн руб. Второй мост в Канске через реку Иланку – транзит к федеральной трассе.

Отрабатываем южное направление, шоссе М-54 – Балахта и Новосёлово. Этот участок федералам необходимо доделать, в планах он стоит. Там работы ведутся с прошлого года, и вот третий сезон 2017 года будет финальным.

Дорога на север

– А когда мы сможем доехать на автомобиле до Таймыра?

– Думаю, что не скоро. Но тема развития дорожной инфраструктуры в северных территориях края – это ещё один приоритетный проект. Я его называю «Три северных луча».

Канск – Абан – Богучаны – первый «луч». Изначально к нему было больше внимания, и теперь мы имеем 326 км дорог в относительно неплохом состоянии. Сейчас идут работы по переводу гравийного покрытия в асфальтобетонное. Если заглянуть на 6-7 лет назад, то там вообще не было проезда. Грузовик или автобус цепляли грейдером и тащили на буксире. Каждый транспорт – целая эпопея.

Мотыгино – Широкий Лог – второй «луч». Здесь на протяжении четырёх лет обкатываем механизм частно-государственного партнёрства. Заключено соглашение между администрацией края и Новоангарским обогатительным комбинатом: половина налогов, поступивших сверх установленного предела, идёт на строительство автодороги. Сейчас на участке Стрелка – Новоангарск 40 км асфальтового покрытия. Хотя недавно там сложно было проехать в межсезонье. Также сделали обход вокруг Первомайского и отработали несколько сложных участков – основание, водоотведение, гравийное покрытие, что для этих территорий уже неплохо. Можно констатировать, что благодаря ГЧП более 60 км дорог в Мотыгинском районе было построено «с нуля».

Епишино – Северо-Енисейский – третий «луч», «золотая дорога». Водители часто вспоминают, как в 1980-1990-х годах возили груз в Северо-Енисейский. Воспоминания о ней не из лучших. С тех пор дорога от Красноярска стала намного современнее, хотя и требует дальнейшего расширения и развития инфраструктуры. А вот направление от Северо-Енисейского на Епишино недалеко ушло от печально известной трассы «Лена» в Якутии. Парадокс. Трасса ведёт к одному из крупнейших в России руднику по добыче золота, который обеспечивает четверть поступлений в национальный запас. А дороги там нет!

Когда золотари заходили, навалили «лежнёвок» для грузовиков. Знаете, что такое? Просека даже не делается, слева и справа валится лес, а затем засыпается глиной. А ездят по этой трассе «богатырские кони» – грузовики по 60 тонн. Они просто наматывают эту дорогу на колеса. Помощи сверху ждать не приходится. Ни комбинат, ни край поодиночке трассу не потянут. Попробуем объединить усилия и решить проблему проверенным методом ГЧП. На прошедшем КЭФе подписали с «Полюсом» соглашение до 2020 года.

– Накануне Дня работников дорожного хозяйства что вы хотите пожелать коллегам?

– «Армия дорожников» Красноярского края насчитывает 5 тысяч постоянных сотрудников, которые ежедневно и в стужу, и в жару обеспечивают работоспособность 40 тыс. км дорог. Приходится выезжать в пять утра на грейдере, чтобы расчистить снежные барханы перед школьными автобусами, тащить на дорожной технике пассажирские автобусы, чтобы обеспечить трафик. Зачастую дорожники первыми оказываются в районе ДТП и оказывают неотложную помощь. Работать на дороге непросто.

В преддверии нашего профессионального праздника я хочу пожелать каждому, кто работает в дорожной отрасли края, уверенности в будущем. А для этого нужно не стоять на месте. В условиях новой экономической реальности можно не только выживать, но и успешно развиваться, практикуя эффективные управленческие модели, внедряя новые технологические решения, просчитывая свои действия на несколько шагов вперёд. Именно такие предприятия создадут себе задел на будущее.

Желаю всем дорожникам больших проектов и масштабных задач! Пусть наши дороги будут самыми ровными и безаварийными и соединяют людей даже в самых отдалённых территориях Красноярского края.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 12 октября 2016

Заголовок в газете: Дороги соединяют людей

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру