Русское географическое общество провело экспедицию в Енисейском заливе у побережья Таймыра

По следам пропавших полярных экспедиций

По следам пропавших полярных экспедиций

Север всегда манил людей, притягивал своими необъятными просторами, поражая величием и безмолвием. Почему – остаётся только догадываться. Может быть, где-то на генетическом уровне в нас живёт память прапредков, что родом мы с севера

Хотя, возможно всё намного проще. Люди стремились сюда попасть, чтобы найти что-то особенное. Верили, что в природных кладовых Заполярья спрятаны несметные богатства, и поэтому у севера огромное будущее. Сотни моряков, несмотря на суровый климат, старались отыскать среди льдов дорогу из Сибири к европейскому северу России, дойти до Англии и Европы.

Морем как-то сподручнее, чем по непролазным чащам малонаселённых краев, волоком по таёжным сопкам и болотам. С этой целью снаряжались многочисленные экспедиции. Не все из них были успешны, не все возвращались домой.

Но шло время, и снова поднимались паруса, отчаянные мореплаватели ставили новые цели, мечтали дойти по Северному морскому пути до Камчатки, выйти в Тихий океан. И снова терялись в бескрайних просторах загадочного севера. Пропавших арктических экспедиций было немало. Памятником всем тем, кто не вернулся можно считать книгу Вениамина Каверина «Два капитана».

Чтобы отыскать следы первооткрывателей в последние годы Русское географическое общество проводит различные экспедиции. Одна из них этим летом прошла в Енисейском заливе у побережья Таймыра.

Научно-исследовательская экспедиция «Где «Темза» встречается с Енисеем» была организована преподавателями Сибирского государственного аэрокосмического университета историками Александром Гончаровым и Николаем Карелиным.

Учёные на надувном моторизированном катамаране с парусом прошли по маршрутам исследователей Северного морского пути XIX в. Изучали берега Енисея с целью обнаружить сохранившихся памятники судоходства и научной деятельности первых Карских экспедиций.

У них было всего 13 дней, чтобы частично реконструировать сложный маршрут мореплавателей, осмотреть берега и дойти из Туруханска до посёлков Воронцово и Караул.

Как отметил Александр Гончаров, несмотря на достаточно обширную историографию изучения Арктики и изобилие научной литературы, полевых исследований в данной области до сих пор не проводилось.

По заповедному пути

Общеизвестно, что в позапрошлом столетии по Северному морскому пути уже осуществлялись успешные грузоперевозки из Европы в Сибирь и обратно. В Енисейске можно увидеть памятные доски о том, что город посещали английские мореплаватели и исследователи севера. Бывшая губернская столица славилась своими ярмарками. Здесь сходились пути русских и европейских купцов, приезжали торговцы из Китая, Персии, Армении. С Сибирью было выгодно торговать. И корабли по Енисею вывозили в Европу лес и уголь, кость мамонта и пеньку, пушнину и сливочное масло.

Больше всех за освоение Северного морского пути ратовал золотопромышленник и меценат, сибирский купец Михаил Сидоров. Всю жизнь он мечтал об освоении полярной окраины России, о создании здесь промышленности для обслуживания судов углём и товарами. Снаряжённые им корабли доставляли в С-Петербург лес, графит, золото, уникальные коллекции образцов камней и металлов.

Он тратил средства на исследования Арктики. Активно участвовал в деятельности Императорского Русского географического общества. Но к его идее освоения Северного морского пути там относились скептически. И вот, через 1,5 столетия общество подхватило идею, снарядив экспедицию на Таймыр. В том числе и по следам затерявшихся судов самого купца.

Как сообщили красноярские исследователи, на Большом Бреховском острове они обнаружили место зимовки и захоронения моряков с клипер-борта «Северное сияние», принадлежащего Сидорову.

По стечению обстоятельств, в результате шторма, который вынес учёных на берег, удалось заметить странную конструкцию.

«По определённым техническим характеристикам, таким, как кованые гвозди, деревянные шпонки и другим, с большой степенью вероятности можно сделать вывод, что она принадлежит затопленному судну «Северное сияние», - заявил руководитель экспедиции Александр Гончаров.

Но главное, недалеко от Туруханска с помощью прибора для подводного наблюдения участники экспедиции определили местоположение затонувшего английского парохода «Thames», зашедшего в Енисей в 1876 г.

По мнению историка Николая Карелина, для более детального изучения обнаруженных кораблей необходимы археологические исследования. А пока нужно будет проанализировать открытия и свериться с первоисточниками экспедиций XIX в.

Экспедиция закончилась, учёные отправились домой. Впереди у них много работы: нужно составить карту и реестр существующих на сегодняшний день памятников судоходства первых Карских экспедиций.

А ещё огромное желание в следующем году снова отправиться на Таймыр. в свою уже в третью по счёту научно-исследовательскую экспедицию.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Край затерявшихся кораблей

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру