Натуральную историю предложили жителям Сибири

Красноярские музеи ищут новые формы коммуникаций

Как часто вы ходите в музеи? Как бы то ни было, возможностей для этого у красноярцев множество. По данным регионального министерства культуры, музейная сеть края занимает шестое место в России и первое в Сибири. У нас работают 58 государственных и муниципальных музеев и 14 филиалов. Корреспондент «МК» отправился на экскурсию по трём знаковым академическим красноярским музеям и теперь готов делиться впечатлениями.

Красноярские музеи ищут новые формы коммуникаций
Коллаж: Сергей Гуськов

Экспонат № 1. Краеведческий музей

Первая точка на музейной карте региональной столицы – краеведческий музей. Хотя бы потому, что он старейший. Примечательно и само здание музея – плод творческой дерзости красноярского архитектора Леонида Чернышёва, решившего, что на берегу Енисея должен быть египетский храм.

— Нашему музею уже порядка 127 лет, – говорит заместитель директора по образовательно-просветительской работе Оксана Швецова. – Да, да, в 1889 году его открыли, а в 1914-ом было построено основное здание в виде египетского храма.

За долгую историю здесь собрана огромная коллекция экспонатов культурно-исторического наследия – более 470 тысяч единиц. Однако в основном здании музея и его филиалах можно увидеть лишь малую часть фонда – всего 10–15 %. Все остальное содержится в хранилищах, которых, к слову, не хватает.

— Коллекция с каждым годом пополняется, и все это богатство нужно где-то хранить, – рассказывает Оксана Анатольевна. – Причем хранить в соответствии со всеми требованиями. А для этого нужны хорошие специализированные площади. Да, хотелось бы ещё дополнительные помещения для наших экспозиций, чтоб мы могли показывать большую часть наших фондов.

Мы идём по залам музея. «…Шаман являлся исполнителем обряда. Он «угощал» хозяина горы, рассказывал о многострадальной жизни людей, просил семейного благополучия, обильного урожая, удачи на охоте. В жертву приносили белого ягнёнка…».

Кажется, что время здесь остановилось. Наверное, такое ощущение «безвременья» необходимо, чтобы почувствовать связь с прошлым. К слову, количество желающих узнать историю своей земли растет.

— Да, было время, когда мы очень переживали, что будет спад, уменьшатся интерес и посещаемость, – вспоминает Оксана Анатольевна. – Ведь музей, как живой организм, чувствительно реагирует на все изменения, которые происходят в жизни общества. Но наша политика очень гибкая, мы стараемся подстраиваться под запросы публики, поэтому, к счастью, посетителей становится все больше. Конечно, восприятие действительности школьниками и подростками изменилось. Но я не могу назвать его поверхностным. Если образно сравнить с моим поколением (20 лет назад) – мы были «пехотой», хорошо копавшей, четко знавшей всё о 15-ти республиках собственного государства. А нынешнее поколение «лётчиков» – может быть, не очень глубоко копают, зато быстро, резво, мобильно носятся над землей, со своим уникальным, другим подходом к предмету. Тем не менее, остановка будет, но у каждого своя.

По мнению Швецовой, музеи будут актуальны до тех пор, пока у человека сохранится потребность сберегать и передавать через поколения частичку себя, оставлять в веках что-то свое. А у большинства людей такая потребность есть.

Экспонат№ 2. Музей-усадьба В. И. Сурикова

Следующий знаковый для Красноярска музей – усадьба Сурикова. В спешке проходя мимо, можно и не заметить старый деревянный забор и архаичную каменную кладку родового гнезда Суриковых. Однако стоит лишь зайти за ворота – и погружаешься в атмосферу второй половины 19 столетия. Только не забудьте закрыть за собой дверь и оставить шум магистрали в том мире, откуда пришли. Сейчас вы в настоящей сибирской усадьбе. Поют птицы, зеленый ковер травы устилает землю, на которой стоит крепкий, «справный» дом и надворные постройки…

— Музеи сейчас открыты и готовы на различные виды сотрудничества, – говорит директор музея-усадьбы Анастасия Березинская. – Да и вообще, на мой взгляд, сегодня искусство должно быть объемным, междисциплинарным, когда специалисты из разных культурных сфер объединяются для создания общего продукта. Поэтому в музейную ночь на территории усадьбы звучала электронная музыка, читались современные пьесы, музей принял в себя новую жизнь. Это место пора актуализировать, сделать его притягательным.

Тем не менее, сделать в музее что-то новое достаточно сложно. Пространство мемориальное, поэтому ничего нарушать нельзя, вплоть до расстановки стульев. Раньше на территории усадьбы устраивали передвижные выставки красноярских художников, творческие встречи. Но сейчас в центральной части здания просто невозможно находиться – из-за прохудившейся кровли там буквально водопад. Однако отремонтировать памятник культуры – дело непростое. Новая крыша должна быть полностью идентична старой, поэтому шифером и черепицей не отделаешься. А это осложняет процесс реставрации и делает его значительно дороже.

— Усадьбу открыли в 1948 году на столетие со дня рождения Сурикова, – рассказывает директор. – Наша миссия – сохранить наследие художника, что довольно проблематично. Сейчас здания находятся в неудовлетворительном состоянии, на реставрацию не хватает финансирования, – вздыхает Анастасия. – Бежит кровля. Большой поток автомобилей сказывается на фундаменте основного музея. Конечно, по мере поступления небольших средств что-то ремонтируется. Но взяться за дело комплексно и отреставрировать всю территорию (включая и приусадебную зону – 26 соток!) – этого мы пока не можем себе позволить.

И всё же директор музея-усадьбы полна оптимизма.

– Есть деньги или нет, течет крыша или нет – если здесь будет кипеть творческая жизнь, музей будет развиваться. Для кого мы всё отремонтируем, отреставрируем, если здесь не будет жизни и интересных проектов? Думаю, сам Суриков – свободный художник, человек мира, ни одного дня не работавший на государевой службе, поддержал бы наши начинания. Ведь свобода для него была эквивалентна творчеству!

Экспонат № 3. Музей имени В. И. Сурикова

В честь великого сибирского живописца назван ещё один краеугольный музей Красноярска. Это музей имени В. И. Сурикова. В этих стенах хранятся бесценные произведения искусства, которыми не может похвастаться ни один другой художественный музей за Уралом. Более 70 подлинных работ Сурикова, полотна мастеров русского авангарда, уникальные картины русских «классиков»: Айвазовского, Репина, Левитана, Шишкина, а также коллекция сибирских художников. Всего в музейном фонде насчитывается 15 тысяч произведений искусства. Однако проблемы у музея те же самые – нехватка площадей и привлечение посетителей.

— Сейчас проблема помещений перестала быть тупиковой. Нас всё-таки услышали и «квартирный вопрос» решается, – рассказывает директор Марина Москалюк. – По моим прогнозам, через три-четыре года музей обзаведётся самостоятельными экспозициями сибирского, советского, современного искусства, появятся хорошие фондохранилища.

Сейчас часть музейного фонда хранится в жилых помещениях, и это недопустимо. На первых этажах пятиэтажек произведения искусства постоянно находятся под угрозой затопления, или каких-либо иных форс-мажорных обстоятельств.

— На мой взгляд, более серьезная проблема – это привлечение в музей разных групп посетителей, — продолжает директор. – За последние три года их количество возросло, но постоянно ходят одни и те же. Видимо, не все понимают возможности современного музея, не у всех получается вести сложный диалог с произведениями искусства. В этом плане гораздо проще у нас налаживаются отношения со школьниками и пенсионерами, а самая сложная аудитория – студенты.

Чтоб заинтересовать молодое поколение, в этом году музейная ночь прошла под знаком русского авангарда. Гостям представили подлинные произведения Казимира Малевича, Василия Кандинского и других легендарных мастеров.

— Эти работы прошли по всему миру, – рассказывает Марина Валентиновна. – В других странах знают, что в красноярском художественном музее есть уникальные полотна художников-авангардистов, а многие красноярцы – нет. И это очень печально.

Слово о конкуренции

— Какая конкуренция, что вы, – удивленно говорит директор. – Культурное поле Красноярска настолько редко засеяно музеями, что говорить о серьезной конкуренции не стоит. Я бы с радостью увидела рождение ещё каких-либо музеев. Давно говорится о музее-городе, о каких-то маленьких персональных музеях – усадьбы, квартиры, мастерские. Я была в Копенгагене, там около 300 музеев в одном городе! У нас же не более 40.

По мнению Марины Москалюк, потребность в музеях у современного общества будет только расти. А где ещё можно укрыться от виртуальной жизни? — Чем больше у нас появляется виртуальных миров, тем больше нам будет хотеться подлинного, натурального, естественного, — резюмирует директор. – Именно музей сохраняет реальный духовный мир. В этом – насущная необходимость выживания человеческого общества. Без основ, без фундамента, без подлинности жить невозможно. Это потребность души.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 25 мая 2016

Заголовок в газете: Натуральная история

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру