По мнению депутата городского Совета Константина Сенченко, в эпоху постиндустриальной экономики главным активом становятся не земельные участки и объекты недвижимости, а новые технологии, бренды, идеи - интеллектуальная собственность. «Так как деньги будут крутиться в этой сфере, очевидно, что количество атак на владельцев патентов, интересных брендов и креативных разработок будет нарастать. Для меня совершенно очевидно: невозможно будет привлечь серьезное инвестирование, если ваши права не защищены. Ни один серьезный инвестор никогда не вложит деньги в проект, который интеллектуально не защищен. Другого варианта нет».
По данным ФГУ «Федеральный институт промышленной собственности» в среднем за год в России выдается 3,5 тысячи патентов и около трех тысяч товарных знаков. Около 0,7 % от них регистрируется предпринимателями Красноярского края. Кроме того, по данным «Роспатента», различных действий в отношении товарных знаков (регистрация, продление договоров и прочее) в Красноярске за последний месяц зафиксировано 45. Для сравнения: в Москве - 7857, в Санкт-Петербурге - 1500, в Новосибирске - около 200.
Почему местные предприниматели так неохотно регистрируют свои бренды? Как отметили эксперты, одна из основных проблем кроется в дремучей «безграмотности нашего предпринимателя». По словам Сенченко, у нас пока нет «злых пиратов», которые охотились бы за неоформленными брендами. «Как только такие люди появятся — предприниматель зашевелится».
Известный красноярский бизнесмен Владимир Перекотий, который уже около четверти века занимается разработкой торговых марок, полагает, что регистрация как графического, так и словесного знака решает для предпринимателя сразу две задачи. «Во-первых, если вы раскрутили бизнес, имеете большие обороты, широкую аудиторию, высокое доверие клиентов, в один прекрасный день появятся желающие ваш бизнес «украсть» — начнутся подделки и прочее. В этом случае вы сможете защититься зарегистрированной торговой маркой. Во-вторых, сможете подстраховать себя в том, что вы сами ничьих интересов не задели, и бизнес замораживать не придется», - объясняет Перекотий. Тем не менее, бизнесмен настроен скептически: перспектив в России продвижения интеллектуальной собственности он не видит. «Однако, ссылаясь на собственный опыт, я бы категорически рекомендовал предпринимателям проверять, не наступаешь ли ты на чьи-то грабли, и регистрировать грабли свои».