Виктор Ерофеев: Мой любимый читатель ещё не родился

Русский писатель рассказал красноярцам, что литература – это сон

Виктор Ерофеев в рамках литературного фестиваля «КУБ» посетил Красноярск. Известный российский писатель провёл творческую встречу с горожанами и представил свою новую книгу «Тело». Виктор Владимирович умеет небанально отвечать на банальные вопросы. Он думает, ищет, критикует, стараясь быть предельно честным со своим читателем. Не предлагая рецепты, он ведет разговор по душам. Фрагменты размышлений Ерофеева записал корреспондент «МК».

Русский писатель рассказал красноярцам, что литература – это сон
Виктор Ерофеев на литературном фестивале "Куб"

Случай на КЭФ

В прошлом году был у вас на Красноярском экономическом форуме. Делал доклад. Собралось большое количество начальников: от Бреста до Владивостока. И все они обсуждали какие-то очень важные для страны вещи. А я рассказал им про ценности, потерянные, разбитые, оставшиеся осколками в наших руках. Я сказал им: «Мы очень разрозненный народ. Мы не можем понять, из чего состоим. Россия дважды в течение века потеряла свои базовые ценности. В 1917 году ушло всё русское, и были сформированы советские ценности. Они рухнули в 1991 году. А сегодня мы блуждаем, не можем договориться сами с собой». Выступление моё было очень неформальным. Чиновники смотрели на меня большими глазами.

Культура – пространство сна

На масленицу в Краснодаре сожгли книги Миллера. Такое уже случалось десяток лет назад, когда выявили трех «отравителей культурных колодцев»: Сорокина, Пелевина и Ерофеева. По этому поводу я написал письмо президенту. И как-то все успокоились. Было принято положительное решение, что культура должна быть свободной. Если мы запретим культуре дышать свободно, то мы и сами превратимся в каких-то нелюдей.

Те, кто хочет что-то регулировать в культуре, плохо отличают общественное пространство от индивидуального. Индивидуальное пространство всегда состоит из каких-то вопросов. Это пространство сна, в котором может присниться что угодно. Нельзя же штрафовать или сажать в тюрьму за сны. Человек должен быть готов услышать то, о чем говорит его подсознание. Такое не заявляют с высокой трибуны. Литература – это разговор по душам. К ней нельзя применять полицейскую палочку. Иначе она превратится в карикатуру. Вообще, «оскорбление чувств верующих» – это же эвфемизм. Это значит -- руки прочь от государственных идей, представлений и ценностей. Вера тут ни при чем.

Читатель в животе

Портретов читателя у меня несколько. Я много езжу по стране, и на встречи ко мне приходят люди от 18 до 90 лет. Однажды я приехал в Пловдив. Ко мне подходит молодая пара и по-болгарски просит подписать книгу. Кому? - спрашиваю. Константину – он у меня здесь, отвечает женщина и показывает на свой живот. Наверное, это мой самый любимый читатель, тот, который еще не родился.

Читательская аудитория, конечно, в последнее время схлопывается. Но и хороших писателей стало в нашем мире меньше, чем 20-30-40 лет назад. Литературная культура остановилась на рубеже веков. У меня две самых успешных книги – «Русская красавица» и «Хороший Сталин». Первая вышла в 1989 году, и было ощущение, что я сел в поезд вместе с другими писателями 20 века. Вторая вышла в 2004-м, имела успех. Но ощущения поезда уже нет. Всего 15 лет разницы – всего ничего. Это не значит, что культура умерла, просто она преображается, проходит мутации, появляются новые представления о времени, истории. Хотя есть ощущение, что какое-то дуновение глупости наполнило пространство жизни. Не только у нас, везде: от Америки до Японии. Видимо весь интеллект ушел в технический прогресс.

Фрагмент обложки новой книги Виктора Ерофеева "Тело"
Только Просвещение

Объединить наш народ надо. Но это очень сложный процесс. Пропаганда не очень высокого уровня смогла объединить большое число телезрителей, выступая с условных патриотических позиций. Я делал попытки привить некоторые ценности в своей передаче «Апокриф», и понимаю, что телевидение - это море неиспользованных возможностей. Во всех смыслах. Самое скучное слово в русском языке – рецепт. Но он есть и очень простой. Это Просвещение. Только через просвещение что-то можно еще сделать. Главное - чтобы просвещение не превратилось во всеобщую грамотность, которая привела к рождению «человека советского». Еще неизвестно, насколько неграмотный русский крестьянин обладал большим количеством моральных ценностей, чем испуганный и вечно пресмыкающийся перед начальством Homo Soveticus. Такими во многом мы собственно и остались.

…и Любовь

У нас в России бытует культура вечного возвращения к нулю. И разбитые ценности как раз об этом. Объединяясь какими-то общими ценностями, народ становится сильнее – каждый по отдельности и все вместе. В итоге меняются позиции – когда не человек служит государству, а государство служит человеку. И роль государства в защите этих ценностей снижается. От этого не пострадает Россия. От этого не пострадает Родина. Это помешает только процветанию коррупции и прочим социальным проблемам.

Уверен, что главные наши проблемы не финансовые, не экономические. Наши главные проблемы – моральные. А мы их даже чётко не можем сформулировать. Самое страшное – когда беда не сформулирована.

Основная тема, которая может и должна объединять людей, придать смысл их жизни, их действиям, выстраиваниям диалогов – это Любовь. Если нет этого слова, то нет вообще ничего. Пусть это будет любовь к стране, любовь к семье, пусть даже к самому себе. Это как та самая сказочная «живая вода».

Писатель как ребенок

Всегда есть в знании какой-то угол, в который надо заглянуть. Какую же роль в этом процессе должен занимать писатель? Ту же, что и ребенок. А по большому счету писатель никому ничего и не должен. Талант говорит писателю – вот твоя поляна и делай здесь что хочешь. Поэтому писатель может идти в тренде, а может плыть против течения. Он проводник творческого начала. Не надо путать писательский дар с журналистикой. Когда я пишу статьи, принимаю роль журналиста. Но это совершенно две разные профессии, которые отличаются как половинки мозга. Писатель, благодаря интуитивному, иногда даже, как Булгаков, мистическому сознанию, что-то чувствует, понимает, видит и делится этим. Но все это глубоко безнадежно, поскольку у человечества есть ограничитель, не дающий переходить этот барьер. Видимо, чтобы не все становились писателями – нужны же дворники и другие профессии. Сила писателя в чем-то разрушительная – поскольку он идет против заведенного порядка вещей. Но с другой стороны и созидательная, поскольку эта сила позволяет встряхнуть людей, избавить от застоя в мозгах. От писателя лучше ничего не требовать. Да и найти двух похожих писателей очень трудно.

Однажды Достоевский и Толстой оказались на одном мероприятии в Москве. В одном зале. Толстому сказали об этом: «Еще не время знакомиться».

Вытащить страх

Наша литература боязливо говорит о внутреннем зле в мире человека. Часто говорит о зле внешнем. Русская литература очень социальна, но боится говорить о том, что у нас внутри. Красноярцы могут гордиться Астафьевым, он как раз был человеком, который не обходил стороной этот очень важный вопрос. Мы с ним даже встречались однажды. Он поучаствовал в моем сборнике «Цветы зла», и книга начинается его повестью «Ася».

Почему мы боимся вытаскивать свой внутренний мир. Тут многое намешано. Если бы это был только страх – мы бы его преодолели. Рабская психология тоже играет роль – уж если ее Чехов выдавливал, то нам всем подавно завещано. Здесь важным маяком может служить Культура. Больше библиотек, больше общения. Ведь человеческое общение, совместный поиск истины – это самое увлекательное занятие. Что может быть лучше?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 20 апреля 2016

Заголовок в газете: Ерофеев в «Кубе»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру