Бюджет упустил строку отходов

В противоречие с федеральным законом вступили возможности Красноярского края

С января 2016 года имеют силу изменения, внесённые в федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Они направлены на то, чтобы кардинально перестроить существующую систему обращения с отходами и, по сути, сделать их товаром: приоритетом теперь должна стать переработка, а не захоронение.

Новшества касаются и оплаты населением услуг, связанных с утилизацией твёрдых бытовых отходов: будет введен тариф и отдельная платежка по коммунальным расходам.

В противоречие с федеральным законом вступили возможности Красноярского края
Фото: pixabay.com

На круглом столе, который недавно состоялся в Законодательном собрании Красноярского края, обсуждались как раз изменения в законе «Об отходах». По информации присутствовавших экспертов, в Сибирском федеральном округе сложилась чрезвычайно сложная обстановка со сбором, утилизацией, обезвреживанием, захоронением и переработкой. СФО лидирует по образованию отходов среди других федеральных округов России (67,8 % от всего количества в РФ). В Красноярском крае ежегодно появляется более 350 несанкционированных свалок.

«Федеральный закон планирует все полномочия по работе с отходами передать субъектам, - пояснил председатель комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного собрания Александр Симановский. - В связи с этим мы приняли в первом чтении законопроект, который запрещает захоронение отходов без предварительной сортировки. Это поможет нам снизить нагрузку на полигоны. Но дело в том, что нам необходимы федеральные нормативные акты, чтобы краевой закон заработал. Надо понять, как мы будем исполнять полномочия, которые передаются. Например, как будет определяться региональный оператор по работе с отходами и так далее. Самая большая проблема Красноярского края - это его площадь. Мы планировали разделить край на территории, где существует переработчик, а не только сортировщик. В данной ситуации мы пока не можем приступить к выполнению намеченных планов и реализации территориальной схемы».

Схему министерство природных ресурсов и экологии края презентовало в декабре. Это стратегический документ для наведения порядка в «строке отходов». Согласно схеме, вся территория края поделена на 22 технологические зоны, в каждой из них будет работать региональный оператор, выбираемый на конкурсной основе, - он станет ответственным за все перемещения отходов. В каждой технологической зоне определена узловая точка, где будет накапливаться вторсырье и разместятся мощности по переработке, обезвреживанию и захоронению отходов.

По словам и. о. министра природных ресурсов и экологии края Дмитрия Еханина, новая схема поможет избавиться от несанкционированных свалок. «Логистика и схема расположения мусорных баков, полигонов, перегрузочных и перерабатывающих мощностей в каждой из технологических зон будет выстроена с учетом экономической целесообразности транспортировки, переработки и захоронения отходов. Принципиально важно, что благодаря схеме мы оставляем неизменными тарифы на вывоз мусора для населения, а в некоторых районах даже снижаем их и при этом создаем условия для работы бизнеса в данной отрасли», - поведал Еханин.

ХХХ

Однако оптимизм чиновников часто оказывается за бортом реальной жизни. По мнению экспертов, платить жителям региона придется всё же больше. Насколько – пока не ясно.

- Мы сегодня оплачиваем услугу за вывоз ТБО, и она включается в общедомовые расходы, поэтому не подлежит компенсации для предприятий. Тарифы регулируются государством, и, например, когда слишком большой платеж возникает по воде, население не платит полную стоимость - разницу компенсируют коммунальщикам из бюджета, - пояснил член комиссии по природным ресурсам и экологии Законодательного собрания края Артем Черных. - Дальнейшее развитие системы обращения с отходами будет связано с инвестиционными процессами, а это дополнительные затраты как для бизнеса, так и для бюджета. Предполагается, что услуга будет дорожать, а чтобы население не пострадало, её из разряда общедомовых расходов переводят в разряд коммунальных услуг и ставят на регулируемые государством рельсы - тариф. На сегодняшний день методика расчета не утверждена, нормативные документы готовятся на уровне федерации. Когда их спустят на региональный уровень, будем свои региональные моменты учитывать. Пока из тридцати подзаконных актов, которые должны были быть подготовлены к концу 2015 года, готовы только два. Из-за отсутствия документов, утвержденных на федеральном уровне, на региональном уровне для развития закона ничего не делалось. За исключением того, что мы в инициативном порядке формировали генеральную схему санитарной очистки территории края. Потому что, согласно федеральному закону, такая схема должна появиться в каждом регионе. Там должны быть указаны объекты, объемы отходов, прописаны технологии, конечные задачи (утилизация, захоронение либо сортировка и обезвреживание), логистика, необходимая техника и другое.

- Как сегодня решается проблема несанкционированных свалок в территориях края?

- Системно ничего не происходит. Краевая программа прекратила действовать в 2015 году, в 2016 году финансирование не заложено. Правительство аргументирует это тем, что когда на федеральном уровне будут приняты все документы, тогда сформируем программу и заложим финансирование. Если муниципалитеты не решают самостоятельно проблему несанкционированных свалок - то всё. Раньше все полномочия по отходам были у муниципалитетов, край только контролировал, формировал законодательную базу и программы. На сегодняшний день организация процесса передана на уровень региона. Что это значит? Как минимум муниципалитеты не будут штрафовать за то, что они неправильно организовали процесс. Второе – если это становится нашей ответственностью, то мы должны выстроить процесс на уровне всего края, иметь четкую программу и ежегодные объемы финансирования на поддержание и развитие этого направления. Тема развития переработки твердых бытовых отходов - это уже не только задачи министерства природных ресурсов края, в чьем ведении ранее находился контроль над отходами. Тему надо рассматривать шире, как промышленную, коммунальную. Здесь должны быть задействованы профильные региональные министерства. Потому что все процессы организовываются в отрасли ЖКХ и промышленности (конечная задача - произвести продукт). Уже сегодня нужно министерству строительства и ЖКХ и министерству экономики и промышленности активно двигаться в этом направлении и совместно решать, кто за что будет отвечать. Так, как это происходит сегодня в федеральных ведомствах. Пора уже подумать о системе сбора этого платежа, формировании целевого фонда работы регионального оператора, о нормативных документах, с помощью которых можно стимулировать деятельность предприятий на изготовление конечной продукции, о выстраивании взаимодействия между этими предприятиями. И еще один момент, который необходимо учитывать – содействие реализации конечной продукции, чтобы предметом госзаказа становилась в числе прочего продукция, произведенная из вторичных ресурсов, чтобы стимулировать развитие рынка, создавать спрос.

- Федеральный закон предусматривает сортировку и переработку бытового мусора. Есть ли такие предприятия уже сейчас на территории края?

- Мусоросортировочное и мусороперерабатывающее предприятия - это разные сферы. В Красноярском крае точечно открывались частные мусоросортировочные предприятия. Сортировка подразумевает разделение всего объема отходов на различные фракции, их количество зависит от предпринимателя, который организует этот процесс, от экономической составляющей – выгоды от реализации вторсырья: если не будет возможности реализовать, то незачем его и сортировать. Сегодня сортировщики, работающие с бытовыми отходами, нацелены на то, чтобы выбирать пластик, бумагу и металл. К сожалению, органика используется пока мало, стекла нет почти.

Из пластика получают вторичное сырье – гранулы для производства высокотехнологичных пластиков, либо изделий из пластика. Например, Дивногорский завод полимерных изделий производит различные ручки для мебели, предохраняющие конструкции для детских площадок. Пластиковые бутылки из вторичного сырья не делают. Нужно законодательное стимулирование. Постепенно будет вводиться запрет на захоронение некоторых видов отходов, и это будет стимулировать заниматься их выборкой, переработкой, производством конечной продукции и т. д. Есть предприятия, которые формируют свои инвестпрограммы с учетом сортировки и переработки, в некоторых городах края главы пытаются решить вопрос с переработкой отходов. Но все это точечно, не системно.

- С какими проблемами столкнется край при реализации федерального закона «Об отходах производства и потребления»?

- С недостаточным объемом денежных средств, чтобы начать инвестиционные программы самостоятельно. Мы будем вынуждены искать дополнительные источники финансирования у предпринимательского сообщества. Есть сегодня достаточно большой интерес у частных организаций в городах, но слабый - в районах. Там населения немного, объем отходов небольшой, туда инвестор не пойдет. Чтобы такие территории не остались за бортом, нужна системная задача. У нас сотрудничество с предпринимательским сообществом не организовано. Решения формируются в министерствах без учета интересов, возможностей предпринимателей. Декларируется, что мы их нагрузим, они придут, все организуют, все сделают, при этом их мнения практически не спрашивают. Продавливают свои политические интересы.

Есть проблема и со специалистами этого направления.

- В этом году краевую программу по отходам не включили в бюджет региона. Можно ли её внести при корректировке, в течение года?

- Можно, но нужно понимать, что бюджет не резиновый. Его распределили по действующим программам. За счет каких средств новую программу по отходам финансировать? Придется либо у кого-то обрезать, либо ждать, что в бюджете появятся новые источники финансирования.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру