Убеждение и сотрудничество
Андрей Иванов сдержан, собран и готов к неожиданностям. На его личной машине (служебная – в ремонте) мы объезжаем подведомственную территорию. Десятки жилых домов в районе Красноярского медицинского госуниверситета Иванов обследует досконально. Что входит в его постоянные обязанности?
Андрей Александрович, младший лейтенант полиции, отвечает: «Наша главная задача – профилактика и пресечение бытовых правонарушений, надзор за гражданами, вышедшими из мест лишения свободы, условно осужденными. Мы - первые, кто приходит на помощь в трудной жизненной ситуации. Каждый день - десятки обращений по самым разным поводам только на моем участке».
Всегда в форме и при табельном оружии Иванов по стилю речи напоминает скорее не сотрудника полиции, а социального педагога или психолога. Почему - понятно: ему приходится общаться что называется со всеми слоями населения – от профессоров до бездомных, от малолетних детей до слабослышащих стариков, от подвыпивших подростков до матерых уголовников, только что вышедших на свободу. И к каждому из них надо найти подход, «ключик» доверия и сотрудничества.
Убеждение – главный принцип работы. А хорошего участкового отличает способность погасить любой конфликт и предотвратить преступление в самом зародыше, на стадии замысла. Откуда такой опыт у Андрея, заступившего на пост инспектора совсем недавно, – понять нетрудно.
Хорошему участковому люди доверяют
В должности участкового уполномоченного Иванов работает год и три месяца. А до этого почти десять лет посвятил другим подразделениям полиции - был оперативным сотрудником патрульно-постовой службы, затем работал в охране. За это время успел закончить юридический университет. Перед этим вузом отучился в строительном техникуме и прошел армию. Говорит, в его повседневный график входят, кроме работы с населением и обхода территории, подготовка рапортов и прочих документов. Андрей ходит на занятия по рукопашному бою, а раз в неделю, как и положено, ездит в тир на стрельбы. Может задержать даже хорошо вооруженного преступника.
При этом участковый явно умеет оценить степень опасности злоумышленника для других людей и вызвать на помощь (в случае необходимости) коллег из других силовых и спасательных ведомств. «Иногда надо вызвать спасателей из МЧС, например, если человек закрыт в квартире и не может выйти наружу. Иногда – скорую медпомощь, если житель получил травму. А иногда и группу задержания из отдела полиции, к которому мы прикреплены», - терпеливо отвечает участковой на вопросы журналиста.
Определение подведомственности правонарушений – одна из серьезных задач, как и тщательное изучение законодательства и постоянных его изменений. Сейчас Андрей, как и сотни его коллег в крае и городе, готовится пройти тесты после повышения квалификации и продемонстрировать знание юриспруденции.
Список законов, обязательных для изучения уполномоченными, велик – это и жилищное и земельное законодательство, и кодекс об административных нарушениях, и другие жизненно важные федеральные, муниципальные и краевые законы. Андрей Иванов говорит, что такие знания хороши не только возможностью определить угрозу, степень опасности – это надёжный первоисточник информации кладезь советов.
Участковый применяет навыки и следователя, и дознавателя, и инспектора по делам несовершеннолетних, и социального педагога, и оперативника уголовного розыска. Понятно, почему участковыми раскрывается практически каждое четвертое преступление (об этом свидетельствует городская и краевая статистика). Участковый – глаза и уши правоохранительной системы, именно к нему стекается вся первичная информация – о том, кто и чем занимается, или как говорит Иванов, кто чем «дышит». Благодаря, к примеру, подомовому обходу участковый может найти участника уличного конфликта, дебошира. За год с лишним работы Андрей не единожды находил людей, находившихся в розыске (даже в федеральном). А также машины, которые числились в угоне.
«Был такой случай. Обратилась ко мне девушка, жительница одного из подведомственных домов, - рассказывает во время объезда вверенного ему участка Андрей Иванов. - Вечером поставила во дворе машину, а утром обнаружила, что все колеса распороты ножом. Пришла вся в слезах и просит найти злоумышленника. При этом уверяет: ни с кем из соседей не конфликтовала, авто никому не мешало. Я сразу спрашиваю: с кем ссорилась в последнее время? Понятно, ищем мотив пусть частного, вроде бы мелкого, но преступления – это явно была умышленная порча чужого имущества. Оказалось, что пострадавшая недавно развелась с мужем. А шины ей порезал родственник бывшего супруга – в отместку за любовные страдания молодого человека…
«Подучетники» и адаптация
Подъезжаем к древнему бараку на улице Никитина. Скоро ветхое строение снесут, а пока там проживают не вполне благополучные граждане. Андрей ловко и привычно заруливает в застроенный двор, поднимается по скрипучей лестнице на второй этаж.
Дверь покорно открывает примерно ровесник Андрея и, как выясняется, тезка. Внутри жилища вижу полное запустение. Перед нами стоит человек - глаза в пол, бывший зек, шесть раз сидел за кражи. По словам Иванова, мужчина вместе с сожительницей злоупотребляет спиртным, за ними нужен постоянный контроль. Сожительница, очнувшись от алкогольного забытья, густо обкладывает нас матом. Иванов быстро всех приводит в чувство – прекращает ругань и спрашивает, когда граждане начнут работать… Не выдержав, присоединяюсь к разговору. Но, увы, попытки призвать полупьяную публику вести нормальный образ жизни повисли в воздухе. Мне явно не хватает выдержки Андрея и умения вести диалог. Иванов говорит, что у него как у участкового есть полномочия ходатайствовать перед потенциальными работодателями, чтобы те брали на работу людей с судимостями. Можно обращаться в службу социальной адаптации при ГУФСИН.
Второй из «подучетников» Иванова выглядит много лучше. Живёт в чистой квартире одной из многоэтажек. Мужчина тоже несколько лет провел в зоне за многочисленные преступления, но сейчас стремится к полноценной жизни. Говорит, скоро выходит на смену - работает отделочником на строительстве частного дома.
«Многие из тех, кто отсидел, возвращаются в колонии - не могут привыкнуть самостоятельно зарабатывать на жизнь. Утрачивают социальные функции. Но есть и те, что крепко стоят на ногах, несмотря на ошибки прошлого. Есть у меня такой «подучетник», который и на приличную работу устроился в мастерскую, и частный автобизнес развивает, и девушку постоянную завел. Обещает никогда больше не возвращаться на зону. Я верю…»
Вера и надежда
«Без веры в добрые намерения людей и установления с ними сотрудничества невозможно построить работу участкового. Не каждый сможет служить в полиции на нашем месте, - делится профессиональными секретами младший лейтенант. – У нас есть определенные требования к физической подготовке, уровню профессиональных знаний, образованию. Сейчас без высшего образования даже не мечтайте устроиться на работу. Хотя у нас есть за что держаться. Участковым предоставляется жилье на обслуживаемом административном участке, есть система дополнительных выплат за выслугу лет, бесплатный ежегодный проезд к месту отдыха для инспектора и его семьи. Но это скорее внешние факторы и привилегии. А есть еще и внутренние качества кандидата на должность уполномоченного. Я бы назвал это особой психофизической готовностью работать с людьми. Разными. Быть терпеливым. И мне такое разнообразие нравится!»
За год и несколько месяцев работы Иванов не только неоднократно обошел все многоэтажки и бараки, но и обследовал придомовые территории, познакомился со всеми, кто нуждался в помощи. Один из крупных объектов на его территории - Краевая клиническая больница. Вместе с её службой безопасности участковый участвует в раскрытии правонарушений в лечебном заведении. Система видеофиксации событий на территории больницы существенно облегчает работу правоохранителей, а впереди - дальнейшее оснащение сложными и современными приборами.
Каждый день Андрей Иванов и его коллеги дежурят на участке. Их приемные часы - с 12 до 13 и с 18 до 19.30. Считается, что многие горожане не знают своего участкового в лицо. Но вот в селах это один из немногих представителей власти, его лично знает каждый житель, как в любимом миллионами россиян фильме про инспектора Анискина.
Я не удивилась, когда на мою просьбу дать визитку Андрей Александрович развёл руками – сегодня он все карточки с жизненно важными телефонами раздал людям. И это был единственный за весь день случай, когда обстоятельства оказались сильнее участкового.