Борис Немик: «Пациенты активно защищают свои права»

Число жалоб на работу поликлиник за полгода снизилось

На протяжении последнего года в поликлиническом звене здравоохранения происходит своего рода перезагрузка. Увеличилось время работы поликлиник, по-новому начали распределяться потоки пациентов: открылись кабинеты доврачебного приема и неотложной помощи, организованы регулярные личные встречи жителей края с руководителями учреждений. Поручение улучшить работу первичного звена, ориентируясь на многочисленные предложения и жалобы людей, дал губернатор Виктор Толоконский. Судя по откликам, изменения пациенты заметили и оценили положительно. О том, что еще предстоит сделать, рассказал заместитель министра здравоохранения края Борис Немик.

Число жалоб на работу поликлиник за полгода снизилось
Фото предоставлено пресс-службой правительства Красноярского края

- Первое, на чем делается акцент – максимально укомплектовать поликлиники участковыми врачами и рядом узких специалистов, которые в обязательном порядке должны быть в шаговой доступности медучреждения, - пояснил Борис Маркович.

- Как вы планируете этого добиться?

- Работаем с медицинским университетом по целевому обучению, распределению, по специальной подготовке через интернатуру специалистов для поликлиник Красноярска и края. Дополнительно приняты краевые законы по целевому набору, то есть сейчас бюджет региона оплачивает таким студентам специальную стипендию, и специалист после окончания вуза обязан три года отработать по распределению. Если он этого не сделает, то должен вернуть все средства, которые на него потрачены за период обучения. Это большая сумма. С этого года мы увеличили количество целевых мест: сейчас на всех курсах в Красноярском государственном медицинском университете на целевых местах обучаются 771 человек, в том числе 320 - для села. Наша задача – сделать так, чтобы в поликлиники в опережающем порядке пришли врачи, которые пополнили бы имеющийся дефицит. И ещё – создать резерв, потому что ежегодно количество врачей пенсионного возраста тоже растет.

Продолжается реализация программы «Земский врач». До 45 лет увеличен возраст специалиста, который имеет право на получение миллиона рублей, если он впервые приезжает работать в сельскую местность и где должен отработать пять лет.

Кроме того, в этом году на уровне региона мы повысили зарплату участковым врачам за специальные показатели работы, в первую очередь это касается крупных городов и межрайонных центров. Дополнительные квартальные выплаты зависят от объема и качества работы и могут колебаться от 12 до 36 тысяч рублей. Средняя зарплата участкового врача сегодня (без учета северных территорий) – 34 тысячи рублей.

Сейчас в поликлиниках проводится работа по логистике, связанная с электронной регистратурой, наличием специальных диспетчерских пунктов (колл-центров), которые позволяют регулировать поток граждан, потому что не все посещения поликлиники - это визиты к врачу. Например, на первом этапе профилактика, диспансеризация и профосмотры могут проходить без участия участкового врача в специальных кабинетах.

Во всех филиалах организуются доврачебные кабинеты (по выдаче льготных рецептов, справок) и кабинеты неотложной помощи.

- Люди жалуются, что диспансеризация проводится формально. Как понять, качественно или нет поработали с пациентом медики?

- Действительно, такие обращения есть и каждое мы рассматриваем очень внимательно. Страховые медицинские организации, включая ФОМС, проводят целевые экспертизы качества диспансеризации и тоже выявляют недостатки. В случаях некачественно проведенной диспансеризации к медицинским организациям применяются санкции.

Как понять, что все сделано качественно? Результатом диспансеризации должно стать заключительное профилактическое консультирование участковым терапевтом. Он обязан информировать пациента о том, что сделано, каковы результаты исследований, выявлены ли заболевания или факторы риска (повышенный холестерин, артериальное давление и др.). Мы рекомендуем выдавать специальный документ – паспорт здоровья, где записываются все эти параметры. Результаты диспансеризации заносятся в амбулаторную карту. Если даже не выдали паспорт здоровья, пациент вправе потребовать выписку из карты о результатах диспансеризации и врачи обязаны её предоставить. Кстати, при дополнительных выплатах участковому врачу учитывается и качество проведения диспансеризации.

- Если у пациентов есть жалобы, куда лучше обращаться?

- Если человек считает, что нарушены его права при оказании медицинской помощи, первое, куда нужно обратиться – к руководителю лечебного учреждения. Главврачи минимум раз в неделю ведут личный прием. Кроме того, заявления принимаются ежедневно в приемной. Также все медучреждения обязаны иметь сайты, где можно оставить электронное заявление, задать вопрос. По распоряжению губернатора, все поликлиники края проводят ежеквартально встречи населения с главным врачам. График таких встреч размещается на сайте медучреждения или на сайте министерства здравоохранения края.

Основными организациями по защите прав граждан являются: страховая медицинская организация пациента, крайздравнадзор, прокуратура, министерство здравоохранения края. Есть круглосуточный многоканальный телефон по правам застрахованных граждан – 8 800 700 00 03. Звонок бесплатный.

- Как в министерстве реагируют на жалобы?

- На основе обращений граждан многое сделано для улучшения качества и доступности медицинской помощи. Когда глава края Виктор Толоконский готовил распоряжение по доступности работы поликлиник, как раз были проанализированы жалобы системного характера на организацию медицинской помощи - неправильный график работы медучреждений, дефицит врачей, качество диспансеризации и другие. Мы рассматриваем каждую жалобу индивидуально, по каждой проводим проверки и принимаем меры, настраиваясь на то, чтобы нарушения не повторялись.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру