Что это будет за божественная личность, способная развести руками непримиримые споры (а социальные психологи именно к таким относят религиозные распри) – трудно представить. Но то, что верующие все больше вытесняют маловерующих, колеблющихся между всеми религиями мира, или, страшно сказать, рьяных атеистов, это кажется – свершившийся факт. Не прошли мимо общей тенденции на религиозную сознательность и красноярские публичные деятели.
К примеру, депутат Законодательного собрания края Вера Оськина возглавила на днях воскресный крестный детский ход.
Идея благая, слов нет. Сотни ребятишек и их родителей прошли под хоругвями по центру краевой столицы. Большинство из них – воспитанники местных воскресных школ при храмах и церквях. Но ведь Вера Егоровна была всегда иная.
Если верить ее биографии, выпускница Высшей комсомольской школы, аспирантуры Академии госслужбы при президенте РФ, кандидат социологических наук. Есть опыт работы с массами, но в качестве пропагандиста других ценностей – занимала должности инструктора масскульта, отдела пропаганды крайкома комсомола, Красноярского горкома ВЛКСМ, второго секретаря Центрального райкома комсомола. Работала заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации Центрального РК КПСС, а после – заведующей идеологическим отделом Железнодорожного РК КПСС.
Да и в годы перестройки, и после ее талант народного глашатая не остался незамеченным. Оськиной приписывают участие в 90-х в «Демократическом выборе России» Егора Гайдара (с чем она спорит). С 1995-го руководила региональным исполкомом движения «Наш дом — Россия» Виктора Черномырдина. В 2000-м стала председателем политсовета регионального «Единства», с 2002-го – зампредседателя краевого политсовета «Единой России». В 2010 году стала сенатором Совета федерации, затем – помощником губернатора, а с прошлого года – депутатом Законодательного собрания края.
Как уже писал «МК», по карьере госпожи Оськиной можно изучать историю политэкономии. Перемены в судьбе всегда совпадали с линией очередной партии.
Судя по инициативе Веры Егоровны, модные веяния от Милонова она уже приняла. Не исключено: агитатор и пропагандист увидела перспективу там, где другие пока ничего не видят. Вот на последнем круглом столе о нравственности разразилась чуть ли анафемой временам своей молодости и комсомольской отваги: «Фактически в 90-е годы люди выживали и не занимались воспитанием. Ни о какой религии, о православии речи быть не могло!».
Можно, наверное, весь казус новоявленной набожности объяснить не только стремлением успеть впереди паровоза, но и идейной конкуренцией со стороны «товарищей».
Вот и депутат горсовета Аркадий Волков во время прений о крематории, чтобы оградить от «не православных идей» чиновников раздал им иконки, а теперь пишет объяснения в полицию – не взятка ли часом?
А депутат ЗС Владимир Седов во время изгнания из рядов КПРФ вообще заговорил библейскими цитатами – мол, глава крайкома партии – чистый Иуда, получил 30 сребреников.
Но всех затмила член комитета ЗС по здравоохранению и социальной политике, депутат Татьяна Волоткевич: «Если мы, - говорит, - никогда детям не скажем, что душа бессмертна, то для их души дверь в Царство Вечное будет закрыта!»
И это – в стенах ЗС края, органе власти, в принципе, равноудалённом от всех религий, согласно Конституции.
***
Несмотря на пассионарных и явно подготовленных конкурентов Вера Егоровна на их фоне лучше других справляется с потенциально возможной ролью омбудсмена по религиозным спорам.
Ведь если активистка сумела за три десятка лет так эволюционировать и совместить в одной государственной голове непримиримые идеи атеизма и веры, то - чем черт не шутит?- замирит и других бесов идеологических войн.
Вот цитаты из ее автореферата http://cheloveknauka.com/v/77016/a?#?page=18 на защите кандидатской диссертации: «Сегодня явно происходит процесс замещения морали, сложившейся в конце 1920-х годов, новым типом морали, где во главу угла поставлены иные нравственные ценности. Однако этот процесс весьма длителен и, можно предположить, что в обозримой исторической перспективе наличие разнонаправленных регулятивных систем будет неизбежной реальностью. Без сомнения это чревато серьезными издержками, ибо создает условия для возникновения поля нравственного релятивизма, позволяет индивиду выбирать нравственные ориентиры применительно к конкретной ситуации, не испытывая при этом никаких моральных запретов». Датированы строки 1993-м годом. Но звучат, как будто написаны вчера.