Владимир Меньшов: «До меня нужно дорасти»

Красноярску показали «Прибытие поезда»

 Красноярским любителям кино прошедшие пятница и суббота доставили массу удовольствий. Кинопоезд «ВГИК 95», заехавший на пару дней в столицу региона, привез студентов, преподавателей и знаменитых выпускников вуза. В нынешнем году, именуемом годом культуры в России, государственному университету кинематографии им. С. А. Герасимова исполняется девяносто пять лет. Празднование проходит необычно: вгиковцы поехали по пятнадцати городам России на так называемом кинопоезде. Красноярск оказался девятой остановкой.

Красноярску показали «Прибытие поезда»
Владимир Меньшов: "Похоже, самозванец я". Фото: Софья Танделова

Пассажиры кинопоезда ВГИК. Фото: Софья Танделова
«Сложно сказать, почему именно поезд. Наверное, по ассоциации с так называемыми агитпоездами, существовавшими в двадцатые годы, - пытается объяснить проректор ВГИКа Владимир Попеску. - Вообще, идея проведения данной акции родилась у Никиты Сергеевича Михалкова. Состояла она в том, чтобы юбилей ВГИКа отмечать не просто в каком-нибудь концертном зале, а проехать по территории всей страны, останавливаясь в различных городах. Кинопоезд дает студентам возможность понять, что такое Россия, ведь перелеты самолетом не дают такого ощущения пространства, а здесь они могут почувствовать всю мощь страны, всю ее красоту, это может дать им многое в будущем».

Самым ярким гостем стал актер, режиссер, сценарист и продюсер Владимир Меньшов. Его персона вызвала огромный интерес у красноярцев, получивших уникальный шанс пообщаться с Владимиром Валентиновичем и поучаствовать в мастер-классах под его руководством.

«Мои студенческие воспоминания связаны не со ВГИКом, а со студией МХАТ, - поделился на пресс-конференции Меньшов. - Когда я ее закончил, я пошел к Михаилу Ильичу Ромму (советский режиссёр, сценарист, педагог, лауреат пяти Сталинских премий, руководитель актёрско-режиссёрской мастерской ВГИК, профессор, – «МК») и попросился к нему на режиссерский факультет. Но преград было много, меня не взяли, не разрешили, Ромм уже болел. В итоге он мне предложил пойти к нему аспирантом по режиссуре. Я был единственным в мире аспирантом, который боролся за то, чтобы перейти в студенты. Но так и не пустили... По большому счету, я не имею права сидеть здесь перед вами, у меня только справка об окончании аспирантуры и никакой диссертации я не защищал. Похоже, самозванец я».

Ярким завершением пятницы стал творческий вечер Владимира Меньшова в Доме офицеров. Аншлаг был обеспечен возможностью каждого зрителя задать вопрос любимому актеру и режиссеру. Ответы всегда оказывались искренними и разбавленными хорошим чувством юмора.

Некоторые из них приводим без купюр.

- О чем вы мечтали в детстве, и воплотилась ли ваша мечта?

- Воплотилась. Чем я сейчас занимаюсь, это и есть то, о чем я мечтал. Хотя тогда это казалось смешным, нелепым и диким.

- Чего вы хотите добиться или уже добились, чтобы в конце можно было сказать: жизнь прожита не зря?

- Любви всем надо, любви. Любовь у меня есть, я не только о личном, я про зрительскую любовь - это громадная удача в жизни.

- Сколько времени вам удается проводить с внуками?

- Немного. Я обожаю их, особенно внучку. Ангел мой… сейчас на юбилей подарила мне календарь со своими фотографиями. «Это тебе от ангела», - сказала она. Я счастлив, что у меня есть и внук, и внучка, они разные, но девочка все же приятней.

- Когда вы говорите «я сейчас отдыхаю» - как это происходит?

- Для меня лучший отдых - это диван, книга в руках и чтение. Заснул, проснулся… Можно выпить немножко. Еще отдых - это хороший разговор с другом, с которым давно не виделся, и внезапно открываешь совпадение взглядов с ним.

- Что вам ближе: профессия режиссера или актерская деятельность?

- Я недостаточно наслаждаюсь актерской профессией, а режиссерской в самом деле наслаждаюсь. Для меня понимание того, что ты создаешь параллельный мир, в который люди погружаются, вспоминают, цитируют, - нечто большее, чем просто мое понимание одной роли спектакля. Тем более ты не уверен, что выйдет удачная роль, а здесь ты отвечаешь за все.

- Что нужно начинающему режиссеру?

- Фантазия нужна. Хотеть придумывать. Для меня лично это больше связано с неким напряжением, потому что каждый фильм как война - год за три. Я полностью отключаюсь. Знаю, что отвечаю за каждую секунду в кадре, за каждую деталь реквизита. У меня обычно где-то там в пять утра толчок, открываешь глаза и понимаешь, как эту сцену нужно было сделать.

- Что вы думаете о современном Голливуде?

- Сейчас он клонится вниз. Но американцы сильны тем, что как только они замечают что-то интересное в мире, они сразу переманивают это себе. Так произошло уже на наших глазах с Тимуром Бекмамбетовым. А жанрово все склоняется в сторону фэнтези, сказки или триллера. Казалось бы, кино погибает, сколько еще можно обращаться к эффектности? Но вдруг телевизионное мощное кино романного типа я для себя открыл. Я снимался в таком – в сериале «Ликвидация», это вот именно то кино. Но мы почему-то раньше настаивали, что хорошие актеры в телевизионном кино не снимаются. Вот и получили. Американцы в этом жанре ушли очень далеко. Они неубиваемые, ведь кинематограф это одна из сильнейших сторон их жизни.

- Может ли современное русское кино получить «Оскар»?

- Вы даже не представляете, сколько политики в премии «Оскар», если, конечно, это не непререкаемая бомба типа «Восемь с половиной» (режиссер Федерико Феллини, - «МК»), который, кстати, и получил премию (картина получила два «Оскара» в 1964 году, - «МК»).

- Какой из ваших фильмов считаете самым удачным?

- Это неправильная постановка вопроса, из серии: какого ребенка любишь или кого больше - маму или папу? Но если уже вы прижмете меня к стенке и под страхом расстрела заставите признаться, я скажу, что очень недооценённой картиной осталась «Зависть Богов». Вообще, у меня каждый раз ощущение чуда не проходит, когда я заканчиваю картину. Я говорю: «Боже, я это сделал, и это я сделал и смотри, как хорошо сделал». Хотя сначала кажется ужасно, потом только начинаешь привыкать, когда фильм выходит, проходят годы. Как «Москва слезам не верит». Похоже, фильм всех времен и народов. Я недавно наткнулся на статистику: «Любовь и голуби» тоже вошел в десятку, на девятом месте. У меня начинает складываться ощущение, что я обгоняю время, до меня нужно дорасти.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 8 октября 2014

Заголовок в газете: Владимир Меньшов: «Мне кажется, я обгоняю время»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру