Мнение местных жителей по поводу «вакханалий», на мой взгляд, проходят ровно по экватору. Половина уже почувствовала вкус к неземному наслаждению звуками горлового пения, к редким музыкальным инструментам, к расхристанности путешественников. А вторая часть, по крайней мере, те ее представители, с которыми мне довелось беседовать, равнодушны к уличным забавам – дескать, каждый год одно и то же. Убедить их в том, что фестиваль привозит каждый год какой-то «изюм» в виде новых лиц, мне кажется, пока не удалось. Но вода камень точит, и возможно, шушенцы все же почувствуют прилив радости не только от «копейки», которую им удается заработать на фестивале (еда, кров предлагаются на каждом фестивальном углу), но и от расширения сознания. В хорошем смысле этого слова. Впрочем, особая душевность местных жителей, почти забытое радушие и беспримерное гостеприимство позволяют избежать каких-либо конфликтов.
На мой вкус, место под фестиваль выбирали хипстеры (по крайней мере, в душе). Мягкая трава под ногами, речки, дающие прохладу. А техническая начинка фестиваля позволяет добиваться немыслимого - чистоты и качества звука, которым фестивальные поляны полнятся по 15 часов в сутки. Музыканты с полудня на большой сцене упражняются в саунд-чеках, чтобы к вечеру выдать публике лучшее. В этом году на «МИР» пожаловали такие звезды фолк-рока как Zdob si Zdub из Молдавии. Их выступление превратило просто слушателей в неистовых болельщиков. Как бы ни была востребована на фестивале традиция аутентичного да и попсового исполнения русских народных песен, манком для большинства гостей считаются мастера горлового пения. В этом году к числу завсегдатаев жанра (тывинской «Ят-Хе») добавились монголы из группы Khusugtun. Их эпичные песнопения покорили и жюри. Мужчины в одежде тибетских монахов увезли главный приз фестиваля – «Премию «МИРа».
Особняком среди чистых музыкантов держались по традиции немногочисленные танцевальные коллективы. Но лезгинка от азербайджанцев (которые давно живут в Красноярске и корней не теряют) - ансамбля «Одлар Юрду» - напомнила, что не только пением пробавляется фольклор многонационального праздника.
Были и другие яркие выходы на «площади и улицы» фестиваля. К примеру, ансамбль ранней европейской музыки FlosFlorum ensemble из Екатеринбурга выступал не только на большой арене, но и поразил публику мистериями на пыльных дорожках. А мордовский фольклорный ансамбль «Торама» во время демонстрации фильма «Детство Кришны», снятого одним из первопроходцев индийского немого кино образца 1919 года, поработал как тапер, причем на малоизвестных, редчайших, реконструированных музыкальных инструментах.