Выход на пенсии обнаружили жители Енисейска

«МК» продолжает рассказ об одном из старейших городов Красноярского края

 Формула «Главная ценность – люди» в последние годы успела стать расхожим чиновничьим клише. Енисейску, который в 2019 году готовится отмечать 400-летие, этой ценности недостает. Глава района Сергей Ермаков в ежегодном итоговом докладе назвал отток трудоспособного населения негативным фактором, тормозящим развитие экономики: в первую очередь уезжает молодежь после школы, во вторую - переселенцы по программе «Север на Юг». Сейчас численность населения в районе составляет менее 25 тысяч человек, в самом Енисейске - менее 19 тысяч.

Впрочем, кроме количественных показателей есть качественные. В рамках пресс-тура Енисей-РФ в Енисейске побывал корреспондент «МК» и убедился в том, что «нетрудоспособного» возраста просто не бывает.

«МК» продолжает рассказ об одном из старейших городов Красноярского края
Фото: Екатерина Малая

 Лошадиные силы

Житель Енисейска Евгений Павлов о собственной лошади мечтал с шести лет: в дни его детства машины в городе можно было пересчитать по пальцам, зато личный «гужевой транспорт» стоял чуть не в каждом дворе. На проводы зимы, вспоминают старожилы, на узких улочках города возникали настоящие копытные пробки. Важной «частью городской инфраструктуры» лошади оставались довольно долго. В Енисейском торге, где работал Евгений Федорович, на балансе числилось 90 лошадей: на половине из них развозили продукты по магазинам, другая половина была занята на коммунальном снабжении. Использовали коней и коммунальные службы города, даже мусор вывозили на телегах и санях.

«Сколько помню его, все время планы строил: выйду на пенсию - обязательно лошадь заведу», - вспоминает супруга Евгений Федоровича. Сказано – сделано. Свой частный дом Павлов, большую часть жизни отработавший водителем, изначально строил с конюшней. И в 2007 году в ней поселился породистый орловский рысак Парус, купленный на красноярском ипподроме. А в 2010 году у жеребца появилась подружка – из Тубинска привезли кобылку Ванду, недавно отлученную от матери. Чтобы ее выкормить, хозяева ежедневно натирали морковь.

Впрочем, с повзрослевшими лошадьми мороки не меньше. «Полвосьмого утра встаешь, в полночь ложишься, без праздников и выходных, - рассказывает Павлов. – Потов много проливаешь, рукава у рубашки мокрые все время». Лошади вообще создания довольно прихотливые: кроме овса и сена, им необходимы фрукты, витамины. В итоге содержание конюшни влетает в копеечку, бюджет соразмерен двум-трем выездам заграницу.

Но Павлов не просто воплотил детскую мечту, а превратил ее в бизнес. Может, это генетическая память енисейцев сказалась, однако очень скоро рысак и кобылка стали самыми популярными в городе извозчиками на свадьбах и прочих торжествах - куда там городским лимузинам! Покататься на «живой тяге» можно и зимой и летом, на конном дворе Павлова - четыре вида исторического транспорта: сани и фаэтоны, один покупной, взятый на краевую субсидию поддержки малого и среднего бизнеса, другой самодельный. Нашел картинки в интернете, сходил в Енисейский музей, посмотрел на экипаж-экспонат и смастерил свой. «Дела по-разному идут, когда затишье, а когда группы по 18-20 человек одна за другой приезжают», - рассказывает Павлов.

Коневодство оказалось даже не профессией, а образом жизни. Вскоре после появления первого жеребца Евгений Федорович увлекся лошадиными аксессуарами: колокольчиками и бубенцами, стременами и хомутами. Что-то покупает, что-то находит по старым дворам, выменивается, собирает, что-то делает сам. Своими силами, вспоминая стариковские рецепты и изучая современные технологии, Павлов освоил старинное ремесло шорничество. Теперь сарай при конюшне, кажется, навсегда пропах запахом дегтярной пропитки. Упряжь изготавливается не только для личных нужд, но и на заказ: владеющих таким редким ремеслом мастеров не только в крае, но и во всей Сибири осталось совсем немного.

Еще меньше умельцев владеют навыком создания деревянных дуг для троек, но и это ремесло Павлову далось. Занятие не из простых: дерево нужно четверо суток держать на водяной ванне, потом с помощью чурки-лекала и клинышков фиксировать новую форму. Да так, чтобы натяжение произошло, но волокна дерева не лопнули. Дуги Евгений Федорович изготавливает только из специальной белорусской древесины, за которой приходится ездить в Красноярск. «У нас в Енисейске дуги обычно из березы и черемухи делали, но это не очень подходящие сорта, - объясняет мастер. - Черемуховая скручивается от влаги, а у березовой, напротив, концы в разные стороны разъезжаются».

На дуги заказов у Павлова тоже хватает, и дополнительную ценность изделиям придает роспись енисейских монастырских мастеров. Самому лошаднику дуги ни не к чему: во-первых, о третьей лошади пока можно только мечтать, да и старинные улицы Енисейска к лошадиным тройкам приспособлены далеко не все.

Гиннесом по дереву

В истории старинного сибирского города особое место занимают не только лошади, но и, как ни странно, рубанки. Вернее, особое место заняли они в голове енисейского пенсионера Виталия Ислентьева, когда пять лет назад он начал собирать коллекцию этих инструментов.

В деревянном и не раз горевшем Енисейске рубанок оказался предметов повсеместным: первые образцы коллекционер нашел в соседних дворах, затем горожане подключились к странному хобби Ислентьева, раскапывая подзабытые инструменты в закромах сараев. «Музейные фонды» ширились, на собственные деньги собиратель закупал изделия в России и за рубежом, переписывался со специалистами.

И вот, спустя пять лет, коллекционера настигло мировое признание: книга рекордов Гиннесса официально зафиксировала енисейский музей самым большим музеем рубанков в мире. К слову, это единственный в крае музей-рекордсмен такого уровня.

На его полках расставлено 1360 рубанков! Самые старые относятся к XVIII веку. Основу коллекции составляют российские рубанки, но есть и экземпляры, произведенные во Франции, Швеции, Германии. Самый крупный экспонат - 1,3 метра длинной, кустарного российского производства. «Рубанки ручной работы не могут быть одинаковыми, - объясняет Виталий Ислентьев. - Только по функциональному назначению коллекция делится более чем на 25 основных направлений. А ещё в каждом инструменте видны приметы времени: когда с металлом было туго, когда напротив».

Рассказывать о своей коллекции Виталий Алексеевич может часами: как под вековым слоем ржавчины вдруг обнаружил редчайший оттиск какой-нибудь забытой мануфактуры, как ему достался рубанок из первого алюминия, сделанного на КрАЗе. Наизусть помнит названия их разновидностей: шпунтубель, фальцгебель, зензубель, горбач, грунтубель, федергебель и другие. Он и экскурсовод, и смотритель, и мастер: многие экспонаты перед выставлением приходилось буквально реанимировать и собирать заново. Каждый рубанок в обширной коллекции – в рабочем состоянии. Посетители музея могут встать к верстаку и опробовать инструменты в действии.

«Я всю жизнь что-нибудь коллекционировал: пластинки старые, 800 штук, до сих пор хранятся, инструменты музыкальные, одних баянов только штук 15, - рассказывает Виталий Алексеевич. – И сейчас думаю иногда, что лучше бы музей марок организовал. Ведь каждый рубанок перед тем как на полочку поставить, нужно до ума довести. А тут ведь только клин, лезвие фиксирующий, нужно в пяти плоскостях обработать».

Из увлечения в общественно значимую деятельность коллекционирование столярных рубанков превратилось в 2010 году, когда Ислентьев выставил свои экспонаты на августовской Енисейской ярмарке. Уже через год частная коллекция была отмечена Золотой Звездой Книги рекордов России. А в 2012 году, когда краевое правительство официально вознамерилось сделать из Енисейска важный туристический центр, привлечь более трех миллиардов рублей на комплексную реконструкцию города к 2019 года, музей стал появляться и в туристических буклетах - еще до официального открытия.

Само здание музея (по сути, пристройка к частному дому Ислентьева) построено в прошлом году, помощь в этом оказал полномочный представитель губернатора в северной группе районов Юрий Захаринский, который привлек к строительству лесопромышленные и транспортные предприятия. Расходы взял на себя муниципальный бюджет и предпринимательское сообщество. Как говорил полпред на открытии музея, такие проекты привлекают в город гостей и туристов: «Наша общая задача - упрочить славу Енисейска, и такие частные проекты местных жителей, неравнодушных к прошлому и будущему своего города, оказывают в этом огромную помощь».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 2 июля 2014

Заголовок в газете: Выход на пенсии

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру