За три дня мы вместе с коллегами из других изданий проехали тысячи километров. Но, несмотря на индивидуальные карты маршрутов, поездка в природный парк Ергаки была обязательной точкой для каждого участника. Впрочем, насчет точки я погорячилась. Парк представляет собой громадную горную цепь - хребет Западного Саяна, перевалы, скальные выступы и озера, водопады и речки, которые весной превращаются в настоящие полноводные преграды. В Ергаки тянутся многочисленные путешественники и экстремалы со всего мира. Директор парка Игорь Грязин демонстрирует в обустроенном визит-центре карту территории и останавливается на главных достопримечательностях. Пики Звёздный (наивысшая вершина Ергаков), Зуб Дракона, Птица, Парабола, Молодёжный, Зеркальный. Озера - Буйбинские (Радужное, Каровое, Светлое), Мраморное (Тушканчик), Золотарное, Горных Духов. Наиболее крупные - Большое Буйбинское, Большое Безрыбное и Светлое.
Самая важная часть парка - гряда «Спящий Саян» - со всех сторон окутана легендами и издалека напоминает спящего на спине человека. Самые впечатлительные видят в абрисе не то шамана, не то индейца. Удивительно, но абсолютно со всех сторон видны и лицо, и длинные волосы, и сложенные на груди руки, и ноги. Рядом – висячий камень, часть скалы такой формы, которая видится сторонним предметом, готовым вот-вот опуститься в ущелье. Но, как говорят коллеги, несмотря на очевидность аномалии, есть желающие чуть ли не при помощи домкрата свалить камень на спящее тело Саяна. Тогда, по преданиям, проснется спящий гигант… И что? – восклицают падкие на конспирологический фольклор туристы. А в ответ – тишина: легенды не имеют конца….
В оригинале миф звучит так: «Жил в этих краях хозяин тайги Саян. Человек простой и достойный, любимец богов. За его честность, доброту ко всему живому поставили они его охранять свои места. Долгие годы он жил и берег богатства природы, понимая язык животных и растений. А если зло пыталось проникнуть в его владения, карал его беспощадно. Но настала пора уходить Саяну в мир теней. Боги не смогли найти в мире другого такого же человека и решили обратить его в камень для вечной охраны тайги. Так и лежит он - длинные прямые волосы ниспадают с головы, спокойно и величаво покоятся на груди руки. Спящий Саян бережет свои богатства».
***
Выходить на маршруты в Ергаках журналистам было предложено в зависимости от самооценки физической подготовки: самые хилые поехали на автобусе по низине, рассматривать домики на тропе сибирского охотника и 300-летний кедр. Самые сильные – к незабвенному висячему камню, через озеро Радужное. Длина маршрута около 10 километров. «Середнячки» же потянулись в Каменный город, всего предстояло преодолеть три километра. Это уникальный геологический объект, причудливые скалы, отдаленно напоминающие красноярские Столбы. Маршрут начинается возле специальных ворот, в ближайшее время там построят километровую экотропу – деревянные настилы, ступени, по которым пойдут многочисленные любители экстрима так, чтобы не нарушать мощную, но хрупкую экосистему Саян. Маршрут оказался вполне постижимым, но в меру опасным - по курумнику, снежному насту и скользкому мху, из-под которого бегут ручьи. Недаром замыкал журналистскую «бригаду» сотрудник МЧС с рюкзаком, хранящим все на случай беды – аптечку, веревки и прочую утварь.
Вид на гряду ледниковых вершин по всему горизонту был той самой наградой, за которой, кажется, сюда отправляются люди разных возрастов, профессий, физической формы. Просто для кого-то это самое большое преодоление в жизни, а для кого-то привычная прогулка.
***
«Ергакист» со стажем, совершивший не менее восьми восхождений по здешним перевалам и ущельям, Максим говорит, что парк - это не только место силы, но и способ проверки себя:
- Да ты по сути ничего не видела! Надо пройти как минимум 4-6 перевалов. Чтобы ощутить красоты и дикость этих мест. Здесь все как бы снимает внешний покров – не важно, кем ты был до Ергаков. Как в песне Высоцкого – «если друг оказался вдруг»... Сразу видно, кто нахлебник в походе, да и в жизни. А кто полноценный член команды. Лохопряника горы сразу раскодируют, он расклеивается, ноет. А идут сюда за катарсисом, эйфорией. Когда ты можешь самому себе признаться – я прошел маршрут. И очень важно, когда ты можешь поделиться острыми впечатлениями тут же со своими друзьями. Места дикие, все остается за спиной: проблемы, крики, шум городов, деньги. Это терапия своего рода и естественная среда для человека. Чтобы он ощутил самого себя и мир вокруг.
Заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики края Евгений Пьянков считает, что у парка сложная инфраструктура. Туристический кластер сформировался специфически: часть земель принадлежит федерации, часть краю (дирекции КГАУ «Дирекция природного парка «Ергаки»), есть и частная собственность на территории парка. Но, как говорит Евгений Александрович, будущее полно планами. В частности, уже завершена разработка проектно-сметной документации по краевому проекту «Альпинистско-туристический лагерь». Он представляет собой учебно-спортивную базу для групп спортивного резерва и спортивного мастерства, а также базовый лагерь для туристических групп и посетителей парка. Строительство новых объектов на территории парка общей емкостью более 650 мест позволит снизить антропогенную нагрузку на особо охраняемую природную территорию. Реализация проекта предполагается в рамках государственно-частного партнерства, поскольку только краевому бюджету финансирование стройки не потянуть. Но уже сейчас, по мнению Пьянкова, Ергаки - это горный цирк, аттракция, особая достопримечательность, которую принято считать туристическим магнитом для путешественников со всего мира.
- В 2009-м мы провели на северо-востоке парка свою экспедицию. Надо говорить, прежде всего, о внешней аудитории и ее интересах. Ведь это место паломничества горнолыжников. Здесь есть подъемник, снежный скат, где можно упражняться чуть ли не круглый год, - считает замминистра.- В парке должны появиться объекты для всех видов активного времяпрепровождения: пешеходного, альпинистского и «дико-туристического». Члены семей, дети, должны получить свою долю развлечений.
***
Но в Ергаках есть свои правила, несмотря на то, что место дикое. К примеру, егерь зычным голосом запрещает группе туристов рвать жарки, которые стелются здесь по всем солнечным склонам. Период цветения у местной флоры – крайне короткий. И разнообразие не слишком большое, хотя, естественно, есть и эндемики. Основу тайги составляют кедры, пихта. Есть и такая особенность, как почти полное отсутствие неприятных и опасных человеку насекомых – гнуса, мошки, комаров, клещей. Оказалось, зря везли пузырьки с репеллентами. А вот резиновые сапоги или крепкие берцы – это, что называется, маст хев. Вторая особенность – это дикие звери. На территории парка, говорит директор Грязин, насчитали в этом году около 400 особей медведей. Тут же учит, что делать, если повстречались с хозяином тайги: не бежать, поднимать руки вверх и не смотреть хищнику в глаза. Громко кричать, пугать как бы, если силы воли хватит.
К слову, в парке есть жесткие требования чистоты: и медведи не придут на запах пищи, и красота природы остается непоколебимой.
На парковой территории в тысячи гектаров, по словам Игоря Грязина, нога человека ступала далеко не везде. Только около десяти процентов Ергаков считаются обхоженными, чуть более – исследовано. Большая часть – непокоренные ледники, ландшафт невиданной планеты, который манит новых прихожан в свой храм природы.