Когда верстался в печать номер «МК», по официальной информации, погибших при аварии на НПЗ было шестеро, два человека числились без вести пропавшими (спасатели предполагают, что они могут находиться под завалами), семеро рабочих с ранениями госпитализированы в Ачинскую ЦРБ и Красноярскую краевую клиническую больницу. У пострадавших выявлены контузии, повреждения легких и других органов, термические ожоги второй и третьей степеней, площадь обожженной поверхности тел составляет до 60 %.
Возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение требований обеспечения безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». К расследованию причин ЧП приступила созданная Ростехнадзором комиссия. По предварительным данным Большеулуйского межрайонного следственного отдела СКР по краю, авария произошла при запуске оборудования в цехе, открывшемся после ремонта. В качестве предварительной причины называется утечка газа.
***
Прибыв на место аварии, врио губернатора края Виктор Толоконский, как он сам выразился, «сделал целый ряд поручений». Главе минздрава края Вадиму Янину - контролировать ситуацию с предоставлением срочной медицинской помощи и необходимых медикаментов пострадавшим. Получается, без глаза министра у медиков дела из рук вон плохо: помощь запоздалая, лекарств нет. Главе минпрома региона Александру Климину поручено не допустить срыва поставок нефтепродуктов в рамках северного завоза. Тут одно из двух: либо в министерстве припасены канистры с ГСМ, либо в правительстве все-таки могут работать с частным бизнесом так, чтобы это приносило пользу жителям края. Главе Ачинска Илаю Ахметову рекомендовано оказать помощь семьям погибших работников НПЗ. Неужели без напоминания они бросили бы людей на произвол судьбы со своим горем?
«Затраты по выплате компенсаций погибшим и пострадавшим при аварии на НПЗ возьмет на себя Роснефть», - заявил Толоконский. При этом удивительно, что на официальном сайте самой нефтяной компании вообще нет ни слова о трагических событиях на Ачинском НПЗ (по крайней мере до того времени, как сдался номер в печать).
Ситуацию прояснили в Страховой Группе СОГАЗ, где застрахована ответственность ОАО «Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании». «СОГАЗ готов оперативно осуществить страховые выплаты родственникам погибших и пострадавшим, оказать необходимую консультационную помощь. Согласно ФЗ № 225 «Об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов», вступившему в силу с 1 января 2012 года, страховая выплата за каждого погибшего составляет два миллиона рублей и 25 тысяч на погребение. Лимит ответственности страховой компании за вред, причиненный здоровью каждого потерпевшего - два миллиона рублей. Также законом предусмотрено возмещение вреда, причиненного физическим лицам в результате нарушения условий их жизнедеятельности (до 200 тыс. руб. каждому), и имуществу физических (до 360 тыс. руб.) и юридических лиц (до 500 тыс. руб.)», – заверил директор по урегулированию убытков СОГАЗа Владимир Козлов.
***
А теперь о том, как трагедия может отразиться на жителях региона. Вопрос, которым наверняка задавался каждый после аварии, – подорожает ли бензин? «Ачинский НПЗ» - единственный нефтеперерабатывающий завод в Красноярском крае. Он производил 70 % потребляемого в регионе топлива. То, что предприятие теперь встанет надолго, руководство края не отрицает. «В результате взрыва было разрушено уникальное оборудование. Его нужно заказать, изготовить, доставить, смонтировать. Так что для запуска НПЗ в нормальном режиме необходимы месяцы, много месяцев. В конце недели специалисты скажут нам более точные сроки», - сообщил на пресс-конференции Толоконский. При этом он не считает ситуацию критической. «Запасы дизельного топлива на складах завода составляют 30 тыс. тонн, запасы АИ-92 - более 16 тыс. тонн. Поверьте моему опыту, это достаточные запасы, — пояснил врио губернатора. - Кроме того, во избежание дефицита будет прекращен экспорт с завода в другие регионы. Через несколько дней сформируется точный график завоза всех марок бензина с Ангарского, Омского и Самарского заводов. Предположения о повышении цен спекулятивные. Мы не должны допустить роста цен на ГСМ, а также ситуации с нехваткой топлива в регионе».
Однако эксперты настроены не столь оптимистично. «Тариф на доставку продукции из Омска изначально выше, чем на доставку с Ачинского НПЗ. Стоимость доставки тонны дизельного топлива из Ачинска до станции Базаиха в Красноярске - 1100 рублей, из Омска - 2600 рублей. Однако уровень цен в Западной группе заводов (Уфимский, Омский, Самарский НПЗ) ниже. Если цены не поднимутся, то Красноярск не ощутит повышения. Не исключено, что цену вверх подтолкнет нервозность крупных трейдеро», закупающих нефтепродукты для последующей перепродажи», - считает генеральный директор компании «Сангилен+» Роман Гольдман.
Руководитель объединения «Независимые отечественные нефтетрейдеры» в Красноярском крае Алексей Шуров полагает, что авария на Ачинском НПЗ приведет-таки к повышению роста цен на бензин. «Из-за последствий аварии завод, скорее всего, сократит объем переработки, на топливном рынке края образуется дефицит. Не исключено, что другие игроки - нефтяные компании, например, «Газпромнефть», могут поднять цены. Насколько вырастет бензин, сейчас прогнозировать трудно», - сообщил Шуров.
***
Рост цен на топливо, прежде всего, отразится на ценах на продукты питания. По словам замминистра промышленности края Ирины Паниной, заправки сети «Красноярскнефтепродукт» обеспечены топливом на 30–40 дней. Следовательно, к августу ценники на АЗС могут поменяться. В сентябре выборы губернатора края. Если все пойдет не по тому сценарию, который обещает Виктор Толоконский, не исключены и политические последствия ЧП.