Скрипичный ключ к будущему

Леонид Жуковский – «МК»: «Основной инструмент музыканта – голова»

 В краевой филармонии с аншлагом прошел концерт «Чувство локтя», объединивший двух известных красноярских исполнителей. Дуэт скрипки Леонида Жуковского и аккордеона Василия Кобзарева оставил в памяти публики самые восторженные впечатления. С молодым ярким артистом Леонидом Жуковским, чье музыкальное мастерство сегодня называют выдающимся, корреспондент «МК» пообщался тет-а-тет.

Леонид Жуковский – «МК»: «Основной инструмент музыканта – голова»
Фото из архива Леонида Жуковского

 Музыкант играл на скрипке - я в глаза ему глядел.

Я не то чтоб любопытствовал - я по небу летел.

Я не то чтобы от скуки - я надеялся понять,

как умеют эти руки эти звуки извлекать…

Счастлив дом, где звуки скрипки наставляют нас на путь

и вселяют в нас надежды… Остальное как-нибудь…

Булат Окуджава

Первое свидание

- Для любого артиста важно, как приветствует его публика. Любой концерт чреват физической усталостью, но это не имеет решающего значения, если ты находишься на эмоциональном подъеме. Когда я приехал с последнего концерта домой, на часах была почти полночь. Но я поймал себя на мысли, что готов играть еще. Из зала мне вернулось в два раза больше позитивной энергии, чем я отдал.

- Я считала, что в нашей стране публика вальяжна, зачастую скупа на аплодисменты.

- Это не так. По эмоциональности наша публика схожа с испанской, итальянской - очень поддерживает. Хотя и во Франции, и в Германии, несмотря на сдержанность местных жителей в эмоциях, артистов принимают, хлопая, топая, свистят и удерживают на сцене.

- Почему выбрали скрипку? Покорить её сложно, к тому же существует стереотипный образ мальчика со скрипочкой…

- Ботаника.

- Ну да.

- Я полностью его разрушаю (смеется).

- Еще скрипка почему-то ассоциируется с детьми из еврейских семей…

- Потому что у евреев принято учить детей музыке. В частности, игре на скрипке. У меня тоже есть еврейские корни, и украинские, и польские, и русские, конечно. Много кровей намешано. Игре на скрипке, ровно как гимнастике, начинают обучаться в раннем возрасте. Если позже, то это из разряда чудес. В шесть лет я уже учился в лицее при институте искусств (Красноярская государственная академия музыки и театра – «МК»). Конечно, выбор остался за родителями. Они музыканты. Папа – баянист, возглавлял музыкальную школу № 7, мама – пианистка. Старшая сестра тоже окончила музыкальную академию.

- Решили, что сын не должен выбиваться из музыкальной когорты?

- А я никогда и не сопротивлялся. Правда, помимо скрипки у меня всегда была тяга к баяну, к народной музыке. Конечно, играть на скрипке сложно, требуется усидчивость. Но бросить музыку я не мог, потому что люблю ее.

- В каком возрасте становится очевидно, что человек верно выбрал для себя музыкальный путь?

- При наличии слуха, чувства ритма хорошим музыкантом можно стать в любом возрасте. Главное - быть честным с самим собой. Не нужно зря мучить себя, педагогов, родителей и соседей.

- А если речь о музыкальном образовании? Бросить на полпути?

- Бросить. Никогда не понимал людей, которые учатся для галочки. Нужно искать область, где проявятся твои способности.

Инструмент между головой и сердцем

- Вы окончили музыкальную академию шесть лет назад. За это время многие из однокурсников нашли себя в профессии?

- На нашем курсе обучалось около десяти струнников. Кто-то ушел из профессии. Но не думаю, что причина тому безработица. Работу в оркестрах всегда можно найти.

- Низкооплачиваемую…

- Это лишь плохой стереотип. Его нужно разрушать. Музыкант может хорошо зарабатывать. Нужно говорить о престижности этой профессии. Сегодня родители неохотно ведут детей обучаться музыке, художественному искусству. Тогда как в Европе почти все люди если не поют в хорах, то играют на каком-либо инструменте. Для них это так же естественно, как для нас изучать математику. Но ведь не все становятся математиками. Зато ум в порядок приходит.

- Люди со скрипкой в руках производят впечатление как минимум воспитанных и неглупых.

- Основной инструмент музыканта – голова. В первую очередь скрипач должен быть образован. И неважно, какую он играет музыку - эстрадную, джазовую или классическую. Хотя понимание музыки приходит со временем. Важно постоянно совершенствовать навыки. Тогда ты точно никогда не окажешься в подземном переходе.

- Живете в гармонии с самим собой?

- В моей жизни есть место грусти, меланхолии.

- Многие известные авторы творили именно в таком настроении…

- Это не про меня. Стараюсь в этом состоянии долго не задерживаться. В жизни и без того много сложностей, чтобы создавать их искусственно. Профессия музыканта стрессовая. Успокоение ищу, например, в восточной философии. В годы учебы занимался цигуном. Забросил. Сейчас увлекся йогой.

- Не потому, что это модно?

- Мне на моду все равно.

Классика и мода на бородатых женщин

- Джазовые исполнители говорят о том, что «классики» боятся импровизировать, сочетать различные миры музыки. Поспорите?

- Не стану. Это действительно не просто. У меня было абсолютно классическое образование. Да и во всем мире джазовых школ не так много. Учиться нужно на примере великих музыкантов. YouTube в помощь. На одном концерте я могу играть и классику, и попсу. На акустической и электроскрипках. Совершенно разные ощущения.

- Устраиваете перфомансы, на одной струне, к примеру, играете?

- Нет. Тьфу-тьфу. Если не считать тех моментов, когда струны рвались во время концертов.

- А как же легенда о том, что Паганини писал свои произведения, в том числе импровизируя на порванных струнах?

- У него действительно есть произведения, которые написаны для одной струны. Но порванные струны для исполнителя – шок, тогда как публика приходит в восторг.

- В творческой среде бытует мнение, что сегодня, чтобы не оставаться в тени, недостаточно быть хорошим исполнителем, необходимо иметь за спиной подтанцовку, видеоряд, эпатировать публику…

- Это доказывает итог последнего Евровидения, где победила бородатая женщина. Радует, что классическое исполнение, несмотря на отсутствие этих самых дополнений, сегодня пользуется популярностью. Классическим исполнителям нередко отдают для выступлений большой зал филармонии, чего еще недавно не было.

- Как считают многие деятели искусства Красноярска, это стало модным.

- Это хорошо. Мода на йогу придаст здоровья телу, мода на классическую музыку - душе.

- Читала, что музыканты, в особенности скрипачи, уделяют пристальное внимание уходу за руками. Не моют их в горячей воде, например.

- В дверные проемы стараюсь их не совать. Слежу, но могу и картошку выкопать, и гвоздь забить, и в машине свечи поменять.

«Не имей Amati…»

- Вы не раз становились лауреатом различных конкурсов. На что потратили первую премию?

- Всегда покупал что-то для профессионального развития. В частности, став лауреатом премии главы города - это было в начале двухтысячных, - я получил 25 тысяч рублей и купил смычок.

- Видимо, очень хороший...

- Хороший стоит бесконечно дорого, как и скрипка. Можно купить за 500 рублей, а можно за пять миллионов.

- Слышала, что вы играете на такой же скрипке, как у Ванессы Мэй…

- У меня есть электроинструмент той же фирмы, что использует она. В последнее время я редко на нем играю. Сейчас у меня появился новый.

- Есть такая скрипка, которую вы берете на самые ответственные концерты, как меч-кладенец, чтобы сразить публику наповал?

- Акустическая. Стоимость называть не стану. Скажу, что скрипку, которая мне нужна, я еще не купил.

- Не жалко было бы потратить пять миллионов на инструмент?

- Нет. Если есть одни пять миллионов, то будут и другие. А в случае необходимости ее можно продать. Многие музыканты сегодня играют на коллекционных инструментах, которые являются ценностью государства. Они не могут себе позволить иметь собственный. Но в этом нет ничего страшного. Как говорится, «не имей Amati, а умей играти». Amati – это крутая скрипка.

- Со скрипкой связаны какие-то приметы?

- Всегда настраиваю ее перед самым концертом. И себя заодно. А вообще, до выступления стараюсь ни с кем не общаться. Не беру телефон. Не включаю в машине радио. Стараюсь сосредоточиться, чтобы все эмоции оставить на концерте.

Конкуренция подогревает чувство

- На ваш взгляд, чего не хватает культуре Красноярска?

- Красноярцы избалованы. К нам систематически приезжают звезды мировой величины. Когда я говорю своим родственникам, которые живут в Германии, что был на концерте Гидона Кремера, они удивляются. Ведь это величайший музыкант!

- Если все так радужно, почему тогда начинающие исполнители стремятся получить образование в столицах, или Новосибирске, или Екатеринбурге, а после мечтают там обосноваться, либо перебраться за границу?

- Там действительно сильные школы. Но мы не должны отставать. Решить эту задачу нам сложно.

- Что необходимо для этого?

- Конкуренция. Обязательно кто-то рядом должен играть лучше тебя, за кем ты будешь тянуться.

- Когда я буду брать интервью у Леонида Жуковского 20 лет спустя, каким он будет?

- Будет музыкантом. Думаю, дирижером (планирую продолжить музыкальное образование) собственного оркестра.

- Его место жительства останется в Красноярске, или он будет частым гостем родного края, где земляки приобретают билеты на его концерты со скидкой?

- Ничего не имею против скидки. Где буду жить, не знаю. Хотя с гастролями бывал во многих красивых городах мира, еще в годы учебы получал предложения о переезде за границу. Люблю Красноярск, где родился. Поэтому сегодня я здесь.

- Мой дом - моя крепость?..

- …и моя мастерская.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру