О постановке режиссер Марина Брусникина может рассказывать бесконечно - тем более что это была ее первая режиссерская работа в театре. Два действия основаны на двух рассказах Виктора Астафьева. Первый - щемящая трагедия простых людей, переживших войну, но не справившихся с послевоенными тяготами, - «Пролетный гусь». Второй - «Бабушкин праздник» - светлый и трогательный рассказ на основе детских воспоминаний писателя.
Как всякая знаковая театральная постановка, она ис--наполнена своими легендами. Например, накануне премьеры труппа узнала о смерти Виктора Петровича. А одна из песен в спектакле, по свидетельству друга Астафьева, оказалась любимой песней писателя.
«Ставить Астафьева было несложно, - рассказывает Брусникина. - Во-первых, Виктор Петрович - мой любимый писатель, которым я прониклась еще в школе. Для меня это автор уровня Толстого. Во-вторых, у нас замечательная команда единомышленников. Это с ними мы придумали этот ход: не превращать действие в драматургию, оставить чистый ход монологов, обращаться к залу, то есть убрать «четвертую стену». Конечно, трудно столько лет держать планку, все время приходится подстегивать и себя и актеров. Но мы, еще когда начинали разбирать произведения, выяснили, что у каждого в роду есть такие же астафьевские герои, и ветки обрубленные. Столько разговоров, воспоминаний – и все это как будто про тебя. Мы все, вся труппа, стали родственниками благодаря Виктору Петровичу».
В Красноярск благодаря компании СУЭК спектакль приезжает уже третий раз. «Постановка МХТ удивительным образом передает атмосферу рассказов Астафьева, - считает исполнительный директор ОАО «СУЭК-Красноярск» Андрей Федоров. - И всякий раз актерская труппа, приезжая, выкладывается полностью. Мне кажется, они по-настоящему любят этот спектакль».
Согласен с этим мнением и президент Фонда Астафьева, депутат Законодательного собрания края Алексей Клешко. «Это очень тонкий спектакль, который удивительным образом сочетает в себе трагичность и чувство детской радости, - говорит он. – Пусть и поставлен москвичами, но очень близок по духу сибирякам. Сейчас все по-своему понимают, о чем писал Астафьев, и мое личное понимание, что он писал о трогательной хрупкости бытия человека. Мы очень благодарны СУЭК, что она привозит сюда этот спектакль. Для нас важно, особенно учитывая 90-летие Виктора Петровича, чтобы этот год был насыщен подобными событиями».
Действительно, 1 мая, в день рождения Астафьева, Красноярский академический симфонический оркестр выступил с концертной программой любимой музыки мастера. В тот же день на малой родине писателя - в селе Овсянка, - куда из разных городов России приехали почтить память Виктора Петровича друзья, литературоведы и поклонники его творчества, открылся обновленный мемориальный комплекс: теперь в нем появились выставочный и зрительный залы, площадка для выступлений, игровая зона, а также зона отдыха с беседками.
Посетили Овсянку и артисты МХТ. Сибирская угольная энергетическая компания организовала им и поездку на кладбище, где они смогли почтить память писателя, возложив цветы на его могилу, и экскурсию по Мемориальному комплексу.
В усадьбе бабушки Виктора Астафьева Екатерины Потылицыной с актерами начали происходить метаморфозы. Оказавшись в той среде, которую они воспроизводят под огнями рампы, они и сами то и дело перевоплощались в своих персонажей, начиная говорить репликами из «Бабушкиного праздника». Заслуженный артист РФ Валерий Трошин и вовсе забрался под деревянную скамейку, куда его героя, соседа-балагура дядю Левонтия, пьяного и буйного, связали и положили отсыпаться – разве что не погрыз скамью, для полного сходства с персонажем.
«Даже говорить сложно, потому что эмоции переполняют, настолько здесь все самобытное и настоящее, - делится впечатлениями после посещения дома актриса МХТ Кристина Бабушкина. - Когда ты играешь описанные тексты – ты, конечно же, рисуешь какие-то свои картинки в голове. И так здорово, и такое счастье, что они у тебя сходятся с реальностью. Здесь все так сохранено, будто бы человек только что вышел и скоро вернется. Будто бы только-только заправлена кровать, будто бы он недавно сидел за письменным столом, даже запах его будто бы присутствует. Мне кажется, что если ты родился в России, Астафьева не любить невозможно, нельзя не испытывать чувств от его книг. Пусть даже это, как правило, сложные, нерадостные эмоции».
Для вящего погружения в мир писателя актерам устроили «дуэль», по выражению Алексея Клешко, с этнографическим ансамблем «Енисеюшка», который уже 15 лет под руководством Елены Вопиловой сохраняет песенные традиции сибирского села. Исполнительницы - прямые носительницы уникальной песенной культуры, старожилы Овсянки. Елена Геннадьевна рассказала артистам о диалектных особенностях местных песен: северо-западном говоре, казачьих диалектизмах, украинизмах, - после чего женщины исполнили несколько народных песен. Поведали они артистам и про самого Виктора Петровича – ведь для них он был не только живым классиком русской литературы, но и соседом по селу.
«Нам очень повезло, что мы участвуем в празднествах, связанных с юбилеем нашего великого земляка. Думаю, это благое дело», - заключил исполнительный директор «СУЭК-Красноярск» Андрей Федоров.