Красноярск еще пассионарит
В крае практически все музеи приготовили что-нибудь новое. Приняли участие во всероссийской акции «Ночь в музее». Провели день дарителя - приняли от посетителей новые артефакты в недра хранилищ. Самыми посещаемыми в Красноярске стали по традиции музейный центр на Стрелке и краеведческий музей. Судя по разным форматам и подходам, площадки являются конкурентами.
Очередная музейная ночь в КИЦ собрала около трех тысяч участников. «Сон разума» предполагал широкий спектр художественных высказываний с участием зрителей. Но главный креативный куратор, замдиректора центра Сергей Ковалевский набирался идей и вдохновения вдали от родных стен - в столице: «Ситуация со зрителями - изнутри музея - кажется более драматичной: людей по-прежнему маловато. Красноярск, слава богу, не обделен возможностями увидеть сделочные художественные работы. Но в годы финансового кризиса было много инициатив творческих, личностных, молодежи драйвовой и пассионарной. Сейчас более респектабельная, коммерческая публика. Сегодня мало положить в музее на витрине какие-то вещи, если это не выдающиеся произведения с распиаренной репутацией вроде «Джоконды». В рядовой художественной практике нужны анимационные и коммуникационные оболочки, музей должен включать людей. Общаться с публикой. Формировать дружелюбную среду общения, не понижая своего потенциала. Европейские матрицы победят, россиянину важно быть сложным, умным собеседником. В Красноярске самыми яркими лично для меня за последние годы стали перфомансы Йохана Лорбеера в центре города, когда он «парил», приклеенный только рукой к стене».
Напомним, рука, которой художник якобы держался за стену, – часть металлической конструкции-каркаса. По лестнице художник поднимался вверх и входил в несущий корсет. И парил над городом и горожанами…
Назад в историю
В отличие от адепта музейной активности, замдиректора краеведческого музея Татьяна Зыкова придерживается других теорий и практик. К примеру, от музейных ночей здесь отказались: «Мы сразу поняли, что не наш формат. Но это не означает, что мы застёгнуты на все пуговицы! Самый большой интерес у иностранцев (а наш музей – крупнейший за Уралом) вызывает раздел этнографии и палеонтологии. Мамонт у нас в таком целом состоянии – один из трех в стране! Дивятся… А горожане любят советскую экспозицию, ее объекты можно трогать, вертеть! Однако люди не только смотрят, но и учатся: при краеведческом открыты курсы для мам и малышей «Музененок», приходят группы школьников, студентов. Ориентир – образование через наглядность. А времена перестройки для музеев – действительно ужасные. Наш стоял законсервированным 14 лет из-за затянувшейся реконструкции. Сейчас половина гостей – семьи, вторая половина - учащиеся. У людей появились стабильность, свободные время и деньги, чтобы потратить их на культурный досуг. Это как пирамида Маслоу: базовые потребности удовлетворены - нужны высшие ценности, самореализация».
Посмотрите руками!
Кстати, музей отметился в самом трогательном, на мой взгляд, проекте этого года. Совместно с сотрудниками Красноярской краевой специальной библиотеки, центра социокультурной реабилитации инвалидов по зрению открыли спецэкспозицию. Причем выездную – в конференц-зале библиотеки. Ежедневно посетителей центра приглашают на экскурсии, на которых они… смотрят руками! Именно такой термин используют специалисты при работе с людьми с ограниченными способностями.
Привезли, естественно, не картины, а экспонаты с ярко выраженной фактурой. Их легко гладить, щупать - пробовать тактильно. Основная публика - дети из специализированных школ, пенсионеры.
Заведующая отделом обслуживания Ирина Ковальчук перечисляет все богатства: «На выставке «Прикоснись руками к природе» - экспонаты животного мира Сибири и экзотические чучела и муляжи. Вот, например, настоящий морской котик, рога быка, шкуры диких зверей. Есть и муляжи домашних животных – быка, коровы. Вот здесь - грибы, произрастающие в нашем крае, «пришельцы» - кораллы, моллюски, морские звёзды. Есть и вызывающий особые эмоции натуральный зуб мамонта, обнаруженный в окрестностях Красноярска, и коллекция полезных ископаемых, минералов, пород, широко распространенных на территории края».
Вся экскурсия сопровождается звуком: можно услышать описание, получить настоящие научные знания. Вроде бы выставка небольшая, но Ирина Анатольевна считает главной удачей эмоциональное восприятие, когда взрослые люди, лишенные возможности что-то увидеть, могут почувствовать сложный и многообразный мир вокруг и воскликнуть почти по-детски: я и не знал, что он такой!
Ограниченное зрение не означает утрату интереса к жизни. Даже сила искусства рядом с таким восприятием природы словно что-то теряет: вещи, которые кажутся одним очевидными, других удивляют и волнуют.