Воздушные ямы модернизации

На красноярский аэропорт слетелись инвесторы

 В канун первомайских праздников закончился прием заявок на проведение модернизации аэропорта Емельяново. Проект оценивается в 17 миллиардов рублей. Пять компаний намерены вложиться в реконструкцию инфраструктуры воздушных ворот региона. «МК» решил познакомиться с ними поближе, изучив информацию о претендентах в медиа-пространстве. Пространство простерлось от космического до юридического.

На красноярский аэропорт слетелись инвесторы
Рисунок: Анатолий Самарин

 Проект, подготовленный правительством края, предполагает модернизацию наземной инфраструктуры аэропорта: строительство нового аэровокзала, реконструкцию дороги, парковочного комплекса, служебных зданий, станции пожаротушения, инженерных систем и терминалов. Аэровокзал уже к 2016 году должен измениться, чтобы принять гостей зимней Универсиады-2019. По замыслу проектировщиков, это будет современное трехэтажное здание площадью 40 тыс. кв. м. и пропускной способностью более трех миллионов человек в год.

Изменить «Емельяново» изъявили желание «Аэропорты регионов», «Базэл Аэро», «Новапорт», ООО «Аэроинвест» и ЗАО «Кислородмонтаж». Две первые компании принадлежат хорошо известным в стране бизнесменам – Виктору Вексельбергу и Олегу Дерипаске.

«Базэл Аэро» («Базовый элемент» Дерипаски) существует с 2007 года, в компанию входят четыре аэропорта исключительно на юге России - в Краснодаре, Геленджике, Анапе и Сочи.

У холдинга «Аэропорты регионов» (группа компаний «Ренова» Вексельберга) на один объект меньше – в Екатеринбурге, Самаре и Нижнем Новгороде. Ещё столько же портов числится в планах развития. При этом на официальном сайте среди них уже фигурирует «Емельяново». Два других - небольшой аэропорт в Саратове и крупный в Ростове-на-Дону. Здесь планируется строительство Международного аэропортового комплекса «Южный» с пассажирским терминалом площадью 50 тыс. кв. м., взлетно-посадочной полосой 3600 метров. Это значит, что аэропорт будет принимать практически все типы воздушных судов. Планируемый объем перевозок пассажиров уже на первом этапе почти втрое больше красноярского - до восьми миллионов человек в год. Проект «Южный» включен в федеральную программу подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году и программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020). Строительство начнется в 2014-м и завершится в 2017 году.

Возникает вопрос: смогут ли «Аэропорты регионов» одновременно, одинаково качественно и в отведенные проектом сроки реконструировать два объекта - на юге и в Сибири?

Именно с «Аэропортами регионов», напомним, в 2013 году администрация Красноярского края подписала соглашение о развитии «Емельянова». Однако в начале 2014-го парламентарии раскритиковали проект, предложенный компанией. Депутатов не устроила предусмотренная договоренностями доля Красноярского края в уставном капитале аэропорта - 25,1 %. В связи с этим было решено рассмотреть предложения других инвесторов, объявив о приеме заявок.

Эти другие претенденты заслуживают внимания.

ХХХ

Среди них значится и упомянутая уже компания «Новапорт» - дочернее предприятие фонда AEON Corporation Романа Троценко. Как сказано на сайте компании, с 2007 года она успешно реализует проекты строительства и реконструкции объектов аэропортовой инфраструктуры. Программы развития реализуются в семи портах – Новосибирска, Барнаула, Томска, Читы, Астрахани, Челябинска и Волгограда. Однако наряду с этой информацией интернет выдает и кое-что еще.

В конце марта газета «Известия» писала, что по распоряжению Владимира Путина для финансового оздоровления ОАО «Амурский судостроительный завод» Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) в 2009-2012 годах (в это время ее возглавлял Роман Троценко) было выделено 14,2 млрд рублей. Департамент финансового контроля ОСК провел ревизию и обнаружил, что руководство корпорации во главе с Троценко использовало эти деньги нецелевым образом: расплатилось по кредитам ОСК, вывело на депозиты, заключало невыгодные для завода сделки. «Троценко инициировал процедуру банкротства завода, из-за чего он до сих пор не может полноценно исполнять гособоронзаказ», - информировало издание. Материалы ревизионной проверки ОСК передала в Генпрокуратуру.

Еще один претендент на проведение модернизации «Емельянова» - ООО «Аэроинвест». Найти его сайт оказалось непросто. Интернет выдал две организации с таким названием – в Москве (род деятельности - розничная и оптовая торговля, ликвидирована год назад) и в Новосибирске (в 2011 году признана банкротом). И все же в отраслевых новостях одноименная компания фигурирует. В конце 2010 года СМИ сообщали о возбуждении уголовного дела (по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере) против гендиректора ООО «Аэроинвест» Дениса Кузнецова, который ранее занимал пост заместителя гендиректора аэропорта «Толмачево». Предпринимателю инкриминировали присвоение 76 млн рублей по итогам сделки с зарубежными партнерами.

Пятый потенциальный инвестор красноярского аэропорта - ЗАО «Кислородмонтаж». Предприятие с почти 70-летней историей. Как сказано на официальном сайте, компания выполняет работы на крупных предприятиях химической, нефтехимической, металлургической и других отраслей промышленности. В списке сданных объектов нет ни одного аэропорта, но значится космодром «Байконур», что, согласитесь не одно и то же.

ХХХ

Отбором предложений инвесторов займется специальная рабочая группа правительства и парламента края. Им предстоит проанализировать поступившие материалы и определить наиболее выгодное для региона предложение. Чтобы выяснить всю подноготную претендентов на «Емельяново» и сделать правильный выбор, у рабочей группы, думаю, достаточно полномочий.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру