Впереди шли представители федерации с не меняющимися год от года лозунгами про достойную зарплату и работу молодым. Рифмованным кричалкам врачей, металлургов, педагогов, железнодорожников или авиаторов аккомпанировал оркестр. Следом за профсоюзами двигались колонны политических партий, где самым растянутым, многочисленным и как бы обволакивающим других сегментом стали ряды «Единой России». При этом ее колонна была самой технически оснащенной: из динамиков нанятого «рекламомобиля» доносилось газмановское «От восточного края страны до янтарных Балтийских морей я хотел бы с друзьями пройти», а щит с партийной символикой сообщал: «Наша сила в единстве! С нами весна и успех!»
Еще год назад политологи прочили партии власти если не смерть, то серьезную реформу, но тут «медведи» вернули статус-кво. И даже привычка присваивать действия исполнительной власти, будь то строительство моста или покраска грибка в песочнице, вышла на качественно новый - можно сказать, геополитический - уровень.
Были в тянущейся человеческой змейке и новые сегменты, словно самозародившиеся от текущих политических нужд. Например, некий Союз Сотворцов Святой Руси (СССР), члены которого скандировали: «Мы верим! Мы любим». Увешанные георгиевскими ленточками члены Национально-освободительного движения (НОД) были более конкретны в лозунгах: «Россия! Свобода! Путин!» Главной идеологической константой НОД, взявшегося словно из ниоткуда нынешней весной, является безоговорочная поддержка президента РФ, который, согласно постулатам движения, почти в одиночку противостоит неопределенно широкому кругу лиц и спектру сил, стремящихся «развалить Россию». «Долой национал-предателей! - кричали здесь. - Предателя Горбачева под суд!»
В хвосте оказалась молодежная Монстрация - ежегодное шествие, участники которого выходят с веселыми и бессмысленными лозунгами. Первая Монстрация состоялась в 2004 году в Новосибирске и за эти годы успела захватить многие российские города, в том числе - с 2011-го - Красноярск. По замыслу инициаторов, эта акция аполитично обнажает абсурдность первомайских шествий.
В этом году местные монстранты шли особняком: замыкающее звено «официального» первомайского шествия - колонна «Патриотов России» - настоятельно попросило их держаться на расстоянии. «Десять метров от патриотов!» скоро превратилось в одну из кричалок, наравне с «Остановим геноцид клещей!» или «Спасибо народу за погоду!» Однако в сравнении с НОД и СССР традиционный аполитичный абсурдизм смотрелся уже бледновато.
ХХХ
«Сегодня в наших первомайских демонстрациях принимают участие профсоюзы еще двух субъектов РФ, Крыма и города Севастополь, мы передаем слова приветствия», - вещал под памятником Ленину ведущий митинга, председатель федерации профсоюзов Красноярского края Олег Исянов. Он рассказал о построенных детсадах и больницах, об указах президента и повышении зарплат бюджетникам. «Но теперь у нас осталась еще одна важная задача - мы должны получать эту зарплату за восьмичасовой рабочий день», - вдруг воскресил лидер профсоюзный слоган столетней давности.
Представители отраслевых профсоюзов не были столь оптимистичны. Вышедшая к микрофону председатель краевого комитета профсоюза работников культуры Оксана Гагавская пожаловалась на «мало понимаемую» пенсионную реформу, необеспеченность жильем и констатировала: перевод на новую систему оплаты труда не решил проблемы. «Статистические показатели средней зарплаты по отраслям образования, здравоохранения, культуры, соцзащиты привлекательны только на первый взгляд – нигде не отмечается, что за ними стоит увеличение интенсивности труда, внутреннее совместительство, на которые работники вынуждены идти, чтобы как-то поддержать свой жизненный уровень», - рассказала Гагавская.
Председатель краевой организации профсоюзов работников агропромышленного комплекса Виталий Дрожжаков говорил о рейдерских захватах предприятий, бандитских разборках, заемном труде, темных зарплатах. «Государство декларирует, что борется с ними, но ничего для этого не делает», - заявил он, но в заключение поблагодарил губернатора Льва Кузнецова за отказ от приватизации Бархатовской птицефабрики.
Критические интонации перебил вышедший следом за отраслевиками председатель молодежного совета железнодорожного профсоюза Михаил Крутских: «Сегодня наша страна как никогда сильна в социальном, экономическом, культурном плане».
ХХХ
Кстати, в Симферополе к «демонстрации солидарности» тоже присоединились не только профсоюзы, но и монстранты. Акция проходит в городе уже пять лет, но теперь, в «новом субъекте РФ», она не обошлась без скандала. Некоторые активисты с георгиевскими лентами вырывали из рук участников шествия плакаты, называли монстрантов то пятой колонной, то провокаторами, то бандеровцами, а то и гомосексуалистами. На выложенном в Youtube видеоролике перед молодежью бегут женщины преклонных лет с серпом и молотом, одна из них надсадно кричит: «Украина это Россия»…
Но у нас, в старом субъекте РФ, все прошло в штатном режиме.
Ряды монстрантов были в этом году совсем немногочисленными - порядка 15 человек. И никто из зевак их в этот раз не пополнял. Впрочем, из-за низкой температуры на улице зрителей у шествия практически и не было. Не помогла даже усиленная профсоюзная агитация: молодежный актив за три дня до солидарности раздавал листовки, звал фотографироваться рядом с «ростовой фигурой профактивиста». Несмотря на уведомление ГИБДД, что движение для машин в центре города будет перекрыто до 15 часов, уже в 12.10 по проспекту Мира колесили автомобилисты - в пешеходной зоне больше не было нужды.
Ну и держали монстрантов в «десяти метрах от патриотов». И тут причины не только климатические. Так уж получилось: кто не с патриотами - тот монстр.