Культурный шок отрепетировали на рынке

Красноярскую общественность тестируют современным искусством

 На Колхозном рынке краевого центра в минувшую субботу прошел «Праздник урожая» - мероприятие, оказавшееся максимально далеким от всего, что можно подумать о нем по месту проведения и названию. Это был концерт, чтение стихов, перформансы - то, что принято называть современным искусством. Да и организовано все было чуть ли не по партизански - в рамках красноярского арт-проекта «Репетиции», который временами собирает в разных уголках города различных художников и музыкантов для последующей творческой синергии. И на этот раз синергия оказалась с далеко идущими выводами.

Красноярскую общественность тестируют современным искусством
Фото со страницы социальной сети Вконтакте

 Еще экстравагантнее места был состав участников. Помимо прочих, собрались, например, красноярские поэты Артур Матвеев и Василий Прокушев, в отношении которых недавно хотели возбудить «экстремистское» уголовное дело за сатирическую пьесу «Жид-вампир» - в местной еврейской общине многие сочли ее оскорбительной. «Для людей со слабой или патологической психикой этот вампир станет призывом к действию, они стекла бить пойдут в синагоге или соседа-еврея изобьют. Наша народная память помнит многие кровавые наветы», - убеждал недавно корреспондента «МК» председатель общины Юрий Лившиц, написавший на поэтов заявление в ФСБ.

Оскорбительным недавно сочли и работы другого участника «Репетиций», красноярского художника Василия Слонова, чью выставку «Welcome to Sochi 2014» запретили к показу в Перми. Сатирические и лубочные картины со Сталиным-вампиром, скрывающимся за маской олимпийского Мишки, клыкастым Чебурашкой, топчущим фигуристов, и кровоточащей от топора березкой областные чиновники сочли порочащими светлый патриотический образ предстоящей олимпиады. Чуть ли не посягающими на государственность сочли.

В общем, и поэтический дуэт, и художника те или иные государственные институты признали вредными. Неподготовленный зритель не поймет, оскорбится, получит моральную травму - с такими аргументами деятели церкви, казаки и «красно-коричневые» активисты обыкновенно протестуют против современного искусства. Такие же доводы звучали в Красноярске перед открытием скандальной выставки галериста Марата Гельмана «Родина». А тут получилось так, что тот самый неподготовленный зритель, за которого уже все решили, с этим самым вредным и столкнулся.

«Мы шутили насчет того, что здесь бы все поэтическое подполье и накрыть разом, ждали грубой прозы такой - но все обошлось благополучно, - рассказал «МК» Артур Матвеев. - Поначалу переживали по поводу места, все-таки на рынке стихов ни разу не читали. Но, как оказалось, людям подобного не хватает. Продавцы вышли из своих рядов, стали слушать, смеяться, аплодировать. Это показывает, что у нас живут неглупые, адекватные люди с наличествующим чувством юмора».

«Вначале само место возмущалось, продавщицы недовольно переговаривались, - делится один из организаторов репетиций, красноярский арт-куратор Оксана Будулак. - Однако потом заиграла музыка, поэты начали читать, рынок любопытно выглядывал из-за решетки, услышав знакомые имена и по-доброму ироничную интонацию, начал посмеиваться. В конце все остались довольны, рынок дружно аплодировал вместе с хипстерами и пьющей интеллигенцией».

«Эффект был в нетрадиционных для контекста колхозного рынка вещах, - уверен художник Василий Слонов. - В таких местах, как правило, шансон играет, а тут вдруг постпанк. Это вызвало такой нелицемерный интерес как у посетителей рынка, так и у работников». Сам Слонов пришел на «Праздник урожая» с новой арт-выдумкой – наносамокатом, который случайные зрители с любопытством тестировали. «У меня возникли хоть и банальные, но параллели со знаменитым выступлением группы Beatles на крыше, когда был интерактив с людьми, с полицией, с какими-то непосредственными реакциями. Когда искусство выходит из выставочного зала, а музыкант - за пределы концертного, - получаются такие вот вещи».

В общем, от столкновения с современным искусством народные чувства, о которых в последнее время так пекутся российские законодатели и руководство страны, не пострадали.

ХХХ

В принципе, явления вроде «Репетиций» в наших культурных широтах представляются вполне логичными и закономерными. Сибирь - зона вечного освоения, выстраиваемого самым нехитрым образом: хватай, что легко схватить, будь то пушнина или нефть. Такое потребительское отношение накладывает на территорию особый социокультурный отпечаток, превращая промышленный регион в зону вечного эксперимента.

В конце декабря 2011 года, когда в Красноярске собрался первый санкционированный «белоленточный митинг» - уже с развлекательными элементами, горячим чаем и заходящими из интереса депутатами - писатель Михаил Успенский со сцены напомнил собравшимся, что Красноярский край для центральной власти всегда был полигоном новых политтехнологий. Так, красноярское молодежное движение «Лебедь» стало предтечей «Идущих вместе», «Наших» и прочих. Фальсификации на выборах обкатывались еще во времена битвы Александра Лебедя и Валерия Зубова за губернаторское кресло («когда вечером весь Норильск бросился голосовать и проголосовал за…»). А во время правления генерала обкатывалась система «политических» уголовных дел.

И сейчас в некоторых явлениях и феноменах можно заподозрить происки до поры незримых кукловодов. Например, антиферросплавное движение, когда-то вмиг наводнившее город стикерами, апокалиптическими баннерами и собравшее внушительный многотысячный митинг, теперь стало камерным, чтобы не сказать маргинальным. Хотя опасность появления марганцевого производства сегодня куда более очевидна, чем тогда. Или дело обвиняемого в хищении десятков миллионов бюджетных рублей экс-министра Дениса Пашкова, с беспрецедентным для простых смертных гуманизмом отпускаемого на лечение за границу – дело, которое позже зарифмуется с федеральным делом «Оборонсервиса», где подозреваемую в хищении сотен миллионов бюджетных рублей Евгению Васильеву будут отпускать на прогулки из-под домашнего ареста.

Это я вот к чему. Если уж местная реальность настолько разреженная, что хорошо поддается всякого рода тестированию сверху, то почему бы ее не протестировать снизу? Если для обкатки политических технологий мерзлая колония годится, то для обкатки культурных - тем более.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 14 августа 2013

Заголовок в газете: Репетиция культурного шока

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру