Начало освоению территории, принадлежавшей когда-то мясокомбинату, положено три года назад. Распоряжением администрации Красноярска № 3949-недв от 16 августа 2010 года земельный участок площадью 71,5 кв. км был предоставлен в аренду на 10 лет ООО «ФБК». Правда, речь шла не о строительстве жилья, а, как следует из текста распоряжения, об «эксплуатации нежилых зданий и сооружений». О том, что никакие многоквартирные дома строить не намечалось, свидетельствует и кадастровый паспорт земельного участка от 24 августа 2010 года, где видом разрешенного использования земли названо «размещение административных и производственных объектов». При заключении договора аренды также было сказано, что земельный участок предоставлен «для использования в целях эксплуатации нежилых зданий и сооружений».
Эти факты по запросу прокуратуры еще раз подтвердили чиновники городской администрации. В частности, в ответе за подписью одного из заместителей руководителя департамента градостроительства прямо сказано: «Земельный участок под строительство ООО «Фирма «ФБК» не предоставлялся».
Этим ответом чиновники, по сути, уличили себя в нарушении закона. Участок не предоставлялся, но дома строятся! Разрешения на строительство 18-этажного и двух 15-этажных домов выданы в сентябре прошлого и в апреле нынешнего года - тем самым департаментом градостроительства. Только подписи на документах поставил другой заместитель руководителя департамента. Одна рука не знает, что делает другая? А в курсе ли голова? Мог руководитель департамента Андрей Лапицкий не знать, что земля под целый микрорайон отдана незаконно?
Разрешение строить на участке, не предназначенном для возведения жилых домов, - не просто формальное нарушение. В соответствии с Земельным кодексом, право аренды земли для строительства жилья должно продаваться исключительно на аукционах. По оценкам экспертов, стоимость участка, на котором ООО «ФБК» начало строить первые три дома, при продаже с аукциона могла превысить 100 миллионов рублей. Этих денег хватило бы, к примеру, на строительство детского сада. А какова цена всей земли, на которой «ФБК» хочет разместить микрорайон? Сколько детских садов, столь недостающих краевому центру, можно было построить на эти деньги? Сколько дорог отремонтировать? Какое оборудование для больниц закупить? В дефицитный бюджет Красноярска эти средства не попали. Ушли в чьи-то карманы? Ответ на этот вопрос, надо полагать, вскоре дадут правоохранительные органы.
ХХХ
Потери для городского бюджета - не единственное последствие нарушений, допущенных при освоении территории бывшего мясокомбината. Квартиры в домах микрорайона «Мариинский» вовсю продаются многими агентствами недвижимости. Звоним в одно из них.
- Здравствуйте, меня интересует квартира в микрорайоне «Мариинский». Можно ли там использовать ипотеку под долевое?
- Да, они аккредитованы в Сбербанке и в ВТБ.
- А кто застройщик? Вы его квартиры уже продавали? С документами все в порядке?
- Это «ФБК», у них много было объектов по городу. С документами все в порядке, регистрация проходит, все хорошо. Я сама в «Мариинском» квартиру купила. Отличное, я считаю, вложение денег. Квартира за 1 миллион 860 тысяч - это очень прекрасный вариант. Там сейчас идет массовая застройка, каждые полгода будет сдаваться новый дом, поэтому такая небольшая цена.
В «очень прекрасный вариант» от «ФБК» успели вложить деньги несколько десятков красноярцев, некоторые из них использовали ипотечные кредиты. Если строительство будет остановлено, этих людей ждет судьба почти двух тысяч инвесторов таких компаний, как «Стройтехника», «Сибстоун», «Красноярец плюс», дожидающихся своего жилья уже несколько лет. Вместо уютных квартир - сваи на «замороженной» стройплощадке. Вместо пения птиц за окном - речи чиновников, обещающих решить проблему, которую сами создали.