Для крупных промышленных производителей Красноярского края одна из приоритетных тем сегодня - энергоэффективность и энергосбережение. Она актуальна, в частности, для предприятий РУСАЛа, ведь алюминиевая отрасль считается очень энергоемкой. Затраты на электроэнергию могут составлять более 30 % себестоимости металла. Удорожание электричества, по мнению аналитиков, подрывает международную конкурентоспособность российских металлургов.
Так, например, с 2007 года для заводов РУСАЛа конечные цены на электроэнергию выросли более чем в три раза. Для сравнения: в Бразилии, чтобы стимулировать экономический рост, правительство пошло на снижение цен электроэнергии и решило ввести частичное субсидирование за счет бюджета (для промышленных потребителей - 32 %). В Китае ради сохранения стабильности и уровня занятости региональные власти предоставляют алюминиевым заводам субсидии - от одного до шести центов за кВт/час. Между тем российские предприятия по-прежнему находятся в своеобразном бюрократическом рабстве у энергетических компаний и расплачиваются за их ошибочные прогнозы, - пишут столичные деловые издания.
Инвестиционные программы энергокомпаний зачастую не соответствуют потребностям экономики и основаны на завышенных прогнозах. Среднегодовой рост энергопотребления в 2007-2020 годах, предусмотренный «Генеральной схемой развития объектов электроэнергетики до 2020 года», в базовом варианте составлял 4,1 %. Но в 2012 году энергопотребление выросло лишь на 1,7 %. Реализация инвестиционных решений создает высокую нагрузку на бизнес, а построенные мощности часто оказываются невостребованными или используются неэффективно. К примеру, коэффициент использования установленной мощности у большинства станций, возводимых в рамках договоров о предоставлении мощности, не превышает 40 %. При этом сохраняется проблема «запертых» мощностей ряда станций, а также ввода станций, невостребованных рынком. Величина резервов оплачиваемой мощности в России вдвое больше, чем в Европе, и в три раза больше, чем в США. Такая ситуация, по мнению аналитиков, приводит к увеличению конечного тарифа более чем на 11 %.
Глава Русала Олег Дерипаска высказался по этому поводу в федеральных СМИ: «Рост цен на электроэнергию и реализация неэффективных инвестпрограмм являются следствием искаженных стимулов для производителей электроэнергии. Идеология повышения тарифов с целью стимулирования потребителей к снижению издержек на сами субъекты естественных монополий фактически не распространяется. Такие методы тарифного регулирования, как «затраты плюс» и RAB-регулирование, не стимулируют монополии к борьбе с издержками и ведут к завышению стоимости инвестпрограмм. Насущной проблемой является плата за присоединение к сетям, которая зачастую носит запретительный характер. В этих условиях потребитель, с одной стороны, вынужден финансировать создание чужих объектов из собственных средств. С другой стороны, он не получает никаких благ - лишь доступ к электроэнергии, оплачиваемой по отдельным и высоким тарифам. При этом естественная монополия не несет никаких предпринимательских рисков. Кроме того, присоединение льготных групп потребителей рождает значительный объем расходов, который должен быть переложен в тариф на передачу электроэнергии. Размер же этих расходов зачастую настолько велик, что не может быть компенсирован через увеличение тарифа на передачу для таких категорий потребителей. В результате дополнительно обостряется проблема перекрестного субсидирования».
ХХХ
Как отмечает экспертное сообщество, не менее сложная ситуация сложилась в сфере железнодорожных перевозок. Из-за увеличения тарифов крупные промышленные компании несут существенные расходы. За последние пять лет железнодорожные перевозки подорожали на 74 %. В этом году индексация тарифов запланирована на уровне 7 %. Но представители бизнеса отмечают, что фактический рост издержек потребителей этого вида услуг заметно выше, а нынешний уровень тарифов создает предпосылки не для роста, а для снижения объемов грузоперевозок.
Таким образом, стоимость присоединения к железнодорожной сети и уровень тарифов на грузоперевозки делают многие виды бизнеса нерентабельными. Например, общие затраты для Богучанского алюминиевого завода на присоединение к ж/д сети достигают трех миллиардов рублей. Положение усугубляется тем, что для крупных потребителей транспортных услуг отсутствует эффективная система льгот.
ХХХ
Другой камень преткновения для развития промышленности в стране - газовая естественная монополия. С 2007 года цены на газ для промышленных потребителей выросли в 2,6 раза, превысив уровень цен в США. Как следствие, заметно увеличиваются тарифы на тепловую энергию и другие коммунальные услуги, разгоняя инфляцию. По оценкам Минэкономразвития России, до 2015 года только рост цен на газ внесет в инфляцию около 2 %. При этом значительно подорожают социально значимые товары: хлеб, сахар, яйца, мясо птицы. В результате, считают экономисты, можно ожидать дополнительного скачка инфляции на 5 % в 2016 году и на 3 % в 2017-м.
Между тем внутреннее потребление газа сдерживается не только высокими тарифами, но и, опять же, крайне низкой доступностью подключения для новых потребителей. Отсутствие конкуренции не позволяет влиять на ценообразование газа и лишает многих потребителей возможности снизить расходы на закупаемое топливо. В итоге прибыльность газовых компаний обеспечивается снижением экономической активности в стране.
Актуальным вопросом остается и качество поставляемого газа, которое, как считают эксперты, фактически не контролируется. В ряде регионов энергетики-потребители в качестве обоснования категорий качества газа получают справку из «Газпрома», содержащую информацию о повышенной калорийности газа и о достаточном давлении в трубопроводе. При этом технически тот же газ идет на экспорт с уже стандартными показателями калорийности и качества.
В то же время планируемая либерализация внутреннего рынка газа сопровождается значительными рисками установления высоких цен. С одной стороны, это обусловлено монопольным положением «Газпрома» на региональных рынках и его контролем над единой газотранспортной системой. С другой, - риски повышения цен также связаны с обязательствами по поставкам газа на внешние рынки, что может стать одним из факторов дефицита предложения на внутреннем рынке. Особой опасности в этом случае подвергаются газоемкие и энергоемкие производства.
ХХХ
Можно ли изменить ситуацию и заинтересовать крупный бизнес развиваться в России, создавая новые рабочие места? Вариант решения проблемы на днях прозвучал в интервью гендиректора «РУСАЛа» столичной прессе.
«Ключевым инструментом экономической политики должен стать переход от стимулирования естественных монополий к стимулированию промышленных предприятий, - считает Дерипаска. - Нужно полностью отказаться от идеологии выравнивания цен на услуги естественных монополий для внутренних и внешних потребителей. Основа новой политики должна состоять в том, чтобы услуги, предоставляемые субъектами естественных монополий, были доступными, гибкими и высокого качества. Необходимы следующие меры:
- ограничить ежегодный рост тарифов естественных монополий в ближайшие три года на уровне 75 % показателя инфляции предыдущего года;
- отменить плату за подключение/присоединение инвесторов к объектам инфраструктуры;
- использовать политику тарифообразования в качестве механизма государственного стимулирования промышленного роста (предоставление скидок, эффективное использование механизмов тарифного коридора);
- в течение трех лет довести объем конкурентного рынка до 80% в тех отраслях с присутствием естественных монополий, где это возможно;
- развивать практику долгосрочных договоров;
- установить общественный контроль качества услуг естественных монополий.
Финансирование проектов в сфере естественных монополий и расшивка узких мест в развитии инфраструктуры должны осуществляться за счет средств государства. «Выпадение доходов» естественных монополий в результате ограничения роста тарифов необходимо компенсировать за счет повышения эффективности их работы. Эти средства должны стать дополнительным источником инвестиций в отрасль, а не резервом для искусственного ограничения доходности, к примеру, предприятий электроэнергетики».
Кроме того, по мнению промышленника, бизнесу в нынешних условиях не хватает «длинных дешевых денег для инвестиций». Государство должно взять на себя инвестирование в инфраструктурные проекты, поскольку они отличаются большой длительностью и низкой доходностью. Источниками финансирования могут стать государственные заимствования, привлеченные по низкой процентной ставке на длительный срок. Центральный банк России мог бы поддержать предлагаемые изменения, стимулируя денежно-кредитную и курсовую политику. Как считает Олег Дерипаска, благодаря этой модели государство получит «не только возвратность инвестиций, но и дополнительный эффект от развития экономики».