В годовом отчете есть перечень предприятий, получивших от КНП в прошлом году деньги: «Авансы, выданные поставщикам: ООО «РН-Красноярскнефтепродукт» - 139 млн 675 тыс. руб, ООО «Водолей» - 54 млн 048 тыс. руб.».
Первая из упомянутых - региональная «дочка» «Роснефти». Поставляет на КНП примерно половину необходимого объема ГСМ. А рядом с ней примостилось некое ООО с весьма распространенным названием. Думается, в любом субъекте Федерации с десяток «Водолеев» наберется. Но обратившись к истокам регистрации компании - интернет-ресурсу Федеральной налоговой службы, – мы обнаружили любопытное обстоятельство: компания зарегистрирована три года назад… в квартире по адресу: г. Омск, ул. Андрианова, 32, кв. 48.
Еще удивительнее то, что вместе с ней на просторах трехкомнатной хрущевки работали как минимум две компании - ООО «Луга» и «Транзит». На каждого «квартирного» оптовика ГСМ - по 13 квадратов жилой площади.
С апреля по декабрь прошлого года КНП закупило у поставщиков 436,6 тысячи тонн ГСМ. Из них 107,464 тыс. тонн отгрузил «Водолей». Это примерно четверть всех закупок предприятия. Почему у руководства КНП возникла такая острая надобность в услугах крайне скрытной фирмы? По всей видимости, КНП по каким-то причинам не покупает топливо у производителей напрямую. Почему? Может, у «Водолея» благодаря скромному «офису» так минимизированы издержки, что он может отдавать бензин по бросовым ценам? Или такие прихваты на российских НПЗ, что фирме с уставным фондом в 15 тыс. рублей доверяют поставки крупнейшие нефтяные вендоры страны (Уфимские НПЗ, заводы компании «Лукойл»)? Ведь согласно договорам, «Водолей» возит в край в числе прочего бензин премиальных марок «ЭКТО sport» от «Лукойла»…
Или у «Лукойла» есть система отбора покупателей, через сито которой КНП просто не может пройти? Может, у «Лукойла» нет нужных КНП объемов топлива на продажу?
Или этот «Водолей» - какая-нибудь тайная (чуть не сказала - внебрачная) «дочка» «Лукойла», наделенная полномочиями торговать в Восточной части страны? По негласному соглашению считается, что «Лукойл» и «Роснефть» работают на своих территориях и конкуренцию друг другу не составляют…
В пресс-службе «Лукойла» версию о принадлежности ООО «Водолей» к структуре компании опровергли. В частности пресс-секретарь «Лукойла» Дмитрий Долгов сказал, что «Водолея» в перечне дочерних либо зависимых обществ не значится. Может быть, коль скоро КНП непременно хочет ввозить ГСМ от «Лукойла», у этой компании есть ограничения при выборе покупателей? Нет, - заявил Долгов, - «у нас есть топливо, естественно, нам надо его сбыть, поэтому продаем любому предприятию или покупателю, кто готов заплатить. Документы и требования к ним есть, но они минимальны и исполнимы любой легальной компаний – справка о деятельности и копии учредительных документов».
«МК» обратился в дочернее общество нефтяной компании с одним вопросом: можно ли в компании «Лукойл-Пермнефтепродукт» напрямую купить ГСМ, минуя посреднические схемы? В отделе продаж «Лукойл-Пермнефтепродукт» меня заверили: да, топливо в любом объеме я купить могу. Вот, говорю, в Красноярский край, может, продадите 500 тысяч тонн бензина? Голос девушки стал еще более приветливым: «Конечно! И договор составим, и при больших объемах дадим 10-процентную скидку! И дефицита у нас никакого нет!»
ХХХ
После такого разговора с представителями компании «Лукойл», которые готовы продать ГСМ любому предпринимателю, имеющему правильно зарегистрированные документы и деньги, хочется задать руководителю КНП вопрос: а зачем вам, Юрий Юрьевич, ООО «Водолей»? И как вы его нашли? Почему не возите ГСМ напрямую от производителя, а действуете через какие-то, слишком уж непубличные, ООО? Ведь, по сути, даже во Всемирной паутине нет никаких следов этой компании, видимо, могущественной (ведь она способна наряду с мировым лидером «Роснефтью» обеспечить объемные поставки топлива на КНП). Может, это очередное тайное общество, закрытый клуб КНП, куда можно войти только по пригласительному билету или рекомендации от «своих»? Типа масонской ложи. Тайные знаки, подпольная переписка, смена дислокации…
Где сейчас находится директор ООО «Водолей» Игорь Валентинович Балабанов? Почему именно с его организацией заключает контракты Юрий Гурин? Каковы финансовые подробности сделок? Эти вопросы заинтересовали правоохранителей. Пресс-секретарь Управления по экономической безопасности и противодействию коррупции главного управления МВД РФ по краю Лариса Мартынова заявила «МК», что проводится проверка деятельности ООО «Водолей»: «По нашим данным, в марте этого года фирма перерегистрировалась в Новосибирске, в месте массовой регистрации юридических лиц по адресу: г. Новосибирск, ул. Вертковская, дом 38».
Теперь вместо старой коммунальной «трешки» в Омске «Водолей» делит новые апартаменты еще с 28 юрлицами, как свидетельствует справка ФНС. Возможно, поэтому полиция Красноярского края до сих пор не может встретиться с директором ООО «Водолей» Балабановым и расспросить о том, чем он так умилостивил гендиректора КНП Юрия Гурина, который не только закупает у него ГСМ тысячами тонн, но и щедро авансирует почти на два миллиона долларов.
Пока же следы Балабанова ведут в южные края - есть сведения, что он проживает в Анапе. Тогда кто так ловко отправляет ГСМ в КНП? Как предприятие без директора может быть надежным поставщиком? Это будут выяснять борцы с экономическими преступлениями.
Между тем на российском налоговом портале опубликованы внешние признаки фирм-однодневок. Среди них такие, которыми грешит, по всей видимости, и ООО «Водолей»: «массовый» юридический адрес, отсутствие офиса и городского телефона («МК» пытался найти телефоны компании в Новосибирске, но тщетно), невозможность лично встретиться с директором и пообщаться с ним. «Может быть, конечно, поставщик - это очень крупная компания, ее директор - крайне занятой человек и увидеться с ним не так-то просто, - говорят эксперты-налоговики. - Но вполне возможно, что этого человека вообще не существует или он сам не знает о том, что является директором организации-поставщика».
ХХХ
Как стало возможным, что у предприятия, основным собственником которого является краевое правительство, появились столь сомнительные поставщики? По некоторым данным, стоимость бензина у «Водолея» примерно на 10-15 процентов выше, чем у «Роснефти» и «Лукойла» по аналогичным маркам топлива. По подсчетам экспертов, ущерб от закупок у «Водолея» только с момента прихода Гурина в КНП (с апреля прошлого года) может исчисляться сотнями миллионов.
Региональное УФАС только в этом году дважды проводило проверку закупочной деятельности «Красноярскнефтепродукта». Как выяснилось, из положения КНП, регулирующего закупки предприятий с госучастием, исключены горюче-смазочные материалы, что является нарушением Федерального закона N 223. Получается, руководитель компании вправе брать топливо у любого поставщика. А к чему может привести исключение ГСМ из торгов, известно - к возможным злоупотреблениям…
УФАС предписало гендиректору КНП устранить нарушения либо закупать ГСМ по стандартам ФЗ-94. Если федеральное законодательство топ-менеджмент предприятия будет игнорировать, то КНП ожидают штрафы, а неоднократные предписания приведут к дисквалификации руководителя. Надо отдать должное, в своем стремлении навести порядок на предприятии с госучастием антимонопольщики демонстрируют напористость и самостоятельность, невзирая на околополитические попытки деликатно умолчать о проблемах КНП. Заместитель руководителя УФАС по краю Олег Харченко пообещал «МК» ответить на главный вопрос, который волнует общественность: как долго будут продолжаться нарушения на предприятии, и какую юридическую ответственность будет нести его гендиректор Гурин с точки зрения антимонопольного законодательства?
А вот реакции от учредителей и кураторов КНП пока не последовало. К примеру, очень бы хотелось узнать мнение министра промышленности и торговли края Александра Климина. Высокому чиновнику направлен редакционный запрос: почему подведомственная ему организация столь грубо нарушает уже в течение полутора лет федеральное законодательство, а Гурин по-прежнему находится в своем кресле?
Или в крае опять не нашлось ответственного? Это же не победа и успех, у которых, как принято, всегда появляется вдруг много «авторов». У провалов и проблем авторы безлики и неуловимы. Практически как директор в местах массовой регистрации юрлиц.