Законы лезут в душу

Последние думские инициативы породили только потерпевших

 Две недели назад Госдума приняла законы «Об оскорблении чувств верующих» (в первом чтении) и «О пропаганде гомосексуализма» (в окончательном). За это время депутат Елена Мизулина успела рассказать про запрет пропаганды орального секса, а забайкальский парламентарий предложил публичную порку гомосексуалистов: «Необходимо принять закон, по которому десантники имеют право хватать геев и тащить на площадь, где казаки будут хлестать их нагайками».

В конце позапрошлого года, после событий на Болотной площади, вдохновенно написать в Facebook, что мы проснулись в другой стране, у «креативного класса» было правилом хорошего тона. Отчего же нынешнее лихое законотворчество не выводит людей на улицы? Видимо, оттого, что если юридические последствия только грядут, морально-бытовые в «другой стране» наступили уже давно.

Последние думские инициативы породили только потерпевших
Рисунок: Анатолий Самарин

 Шума вокруг закона «О пропаганде гомосексуализма» в Красноярске практически не было. У нас нет ни геев-общественников, ни геев-правозащитников, герои провинциального шоу-бизнеса - персонажи субкультурные и широкой общественности неизвестные. Оппозиция, какая ни есть, темы сторонится. Еще бы, ситуация патовая: либо интеллигенция отвернется (если поддержать), либо народ (если воспротивиться). Кому же тут затевать разговор? Хотя поговорить есть о чем.

«Нас с бойфрендом выселили из квартиры, которую мы снимали уже четыре года, - рассказывает 24-летний программист Иван, - хозяин знал, кто его квартиросъемщики, проблем не было никаких. Но когда шум о пропаганде поднялся, то началось. То с одной стороны зайдет, то с другой. В итоге сказал прямо: ребят, ничего личного, но вам придется съехать. Я не могу в случае чего платить за вас штрафы».

«Родители восстали, - говорит 26-летняя Нина, участковый терапевт, – они без году неделя как смирились с моей ориентацией, и вот снова требуют, чтобы вышла замуж. И так у большинства знакомых геев. Кто от родителей зависит финансово, тем в ультимативной форме: иллюзия нормальности и точка. Экономическая целесообразность такая, что ли».

За что штраф? Согласно законопроекту, за «распространение информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающих интерес к таким отношениям». То есть вы поняли? «Социальная равноценность традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений» теперь законодательно является «искаженным представлением». Геи в России, конечно, давно привыкли к двойной жизни, теперь это закреплено и юридически. А не геи, до этого уживавшиеся с ними, теперь вынуждены от меньшинств открещиваться.

Подобных историй сколько угодно. Лиза и Таня живут вместе три года, вместе воспитывают восьмилетнюю танину дочь от прошлого брака. «В школе завуч начал к нашей девочке приставать с вопросами: а вторая тетенька за тобой приходит - это мамина сестра? а где у тебя папа? До того, как эта педерастическая истерия началась, им и дела не было», - рассказывает Лиза.

Олега после второго рассмотрения законопроекта уволили из частной торговой фирмы; стаж пять лет, никаких нареканий, карьерный рост. На судьбу не ропщет: устроился в другое место. «Ну, скрывать буду. Что остается? Может, приятельницу попрошу девушку мою на корпоративе изобразить».

Все герои, как один, просят полной конфиденциальности. Сменить имена, топонимы, «вы только фирму не указывайте», «а давайте без сферы деятельности: она у меня специфическая, идентифицировать будет легко». Одни теперь боятся ходить по улицам, другие удаляют со своих страниц в соцсетях сколько-нибудь разоблачительный контент. И правда: что такое «распространение информации»? Сам гомосексуалист - это информация? А если он идет по улице - информация распространяется?

«А кто еще может сформировать в обществе диалог, если не сами геи?» - спрашиваю я у терапевта Нины, подспудно надеясь склонить ее к публичности. Наивный.

«Тысячу лет назад некий Артем дал интервью Добровольской (журналист, депутат ЗС края – «МК»). Так власть узнала о существовании «Неона» (бывший гей-клуб на Затонской – «МК»). Начались еженедельные облавы с ОМОНом, - рассказывает Нина в ответ, – что-то в итоге нашли в документах, к чему можно прикопаться. Клуб закрыли. Артем, кстати, вскоре в Питер свалил. Тут его вспоминают в основном матом».

ХХХ

Второму законопроекту, «Об оскорблении чувств верующих», еще предстоит пройти Федеральное собрание и, как минимум, одно чтение. Однако оскорбленных искать не приходится уже сейчас. Уголовные скандалы, связанные с художественными высказываниями и прочими «мыслепреступлениями», докатились до Красноярска. Экстремистская 282-й статья УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды») грозит авторам сатирического произведения – народно-патриотической сказки «Жид-вампир» - красноярским журналистам и поэтам Артуру Матвееву и Василию Прокушеву. Исполненная в довлатовском слоге поэма собрала все антисемитские, ксенофобские и ура-патриотические стереотипы в одну лубочную историю. Мифический Жид-вампир засылает заезжего городского хипстера в близлежащую деревню за христианскими младенцами. Дальше – конфликт и поход на кровопийцу с факелами и вилами. Правда, в итоге Жид-вампир и сельские мракобесы (среди которых затесался и карикатурный интеллигент-народник) находят примирение – расправившись с американскими туристами, аттестованными как шпионы.

«То, что я увидел, меня оскорбило. Не как специалиста или председателя общины, а как еврея и гражданина этой страны», – заявил глава красноярской еврейской общины Юрий Лившиц. По его словам, «Жида-вампира» он увидел в прошлом мае - рассказали молодые члены красноярской еврейской общины, посмотревшие фильм на «Музейной ночи». Написал заявление в ФСБ с просьбой проверить произведение на экстремизм, а дальше маховик закрутился сам по себе: спецслужбы передали заявление в краевой следственный комитет, те заказали экспертизу педуниверситету, экспертиза оказалась положительной, не в пользу поэтов.

«Фильм прошел на государственной площадке, - объясняет Лившиц свою позицию, - в Музейном центре на Стрелке, но безо всякой цензуры. Я уверен: если бы его посмотрели предварительно, то обязательно бы запретили». На расспросы о такой деликатной вещи как оскорбление председатель общины вспоминает: в мае 2005 года его вызывали в Следственный комитет по поводу трупов детей, чьи обгоревшие останки были обнаружены в одном из городских коллекторов. Дело долгое время квалифицировали как убийство, пока не закрыли спустя два года «за отсутствием лица, подлежащего к привлечению в качестве обвиняемого». Но поскольку школьники погибли накануне еврейского праздника песаха, на резонансное дело широко отозвались антисемиты. Ссылки на их сайты до сих пор первыми выпадают в поисковиках по запросу о деле.

- Я был вызван и допрошен - не наша ли община убила детей в ритуальных целях? - Юрий Самуилович с трудом сохраняет спокойствие.

- Ужасная история, конечно. Но какое отношение она имеет к сказке?

- Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок – так в конце пишут. Следователи тоже добры молодцы, они тогда плечами пожимали: нам указание спустили вас проверить. Или, например, «Русские марши», которые каждый год проходят в Красноярске с разрешения администрации. У них плакаты «Россия для русских». Получается, евреям тут быть нельзя. То есть вы видите, какие уроки добры молодцы из сказок выносят? Для людей со слабой или патологической психикой этот вампир станет призывом к действию, они стекла бить пойдут в синагоге или соседа-еврея изобьют. Наша народная память помнит многие кровавые наветы.

- Но в данном-то случае, как к самому произведению ни относись, речь все-таки идет о художественной рефлексии. И разве наличие в обществе патологических личностей достаточный повод, чтобы наказывать за сатиру?

- Сатиру?! Это для Матвеева и Прокушева сатира. Перед тем, как что-то положить в рот, скажи благословение. Перед тем, как что-то писать, подумай, как это воспримут те, другие, и вообще, полезно ли это. Я хочу, чтобы эти люди поняли, что они сделали не так. Я мог бы объяснить им лично, но я хочу, чтобы это было на государственном уровне, с обвинением, судом.

- А если ребят посадят на пять лет - считаете, справедливость восторжествует?

- Я не хочу никого отправить за решетку. Знаете, евреи обязаны жить по законам той страны, в которой живут. Если таков закон, значит, такова действительность, значит, того и заслуживаем.

Между тем где-то рядом разворачивается совсем другая действительность. Опальные поэты, которым грозит уголовное дело, экспертизу видели всего один раз – хотя такие документы задействованным лицам, по уголовно-процессуальному кодексу, отправляются письмом. С их слов, эксперты нашли в тексте оскорбление всего и вся – евреев, христиан, женщин, мужчин. Что, в общем-то, несложно, если сатирическое произведение воспринимать буквально, а между автором и героями поставить знак равенства. «Второй раз этот феноменальный документ мне даже не показали, не говоря уже о том, чтобы снять копию, - рассказывает Артур, - фамилий экспертов тоже не назвали. В педуниверситете, похоже, обиделись, сочли повышенный журналистский интерес попыткой давления на следствие. Интересно, а бывает давление на здравый смысл? Все происходящее очень это напоминает».

«Я еврейка. Я ни в одном слове не нахожу и тени желания авторов оскорбить меня, - пишет израильская поэтесса Ирина Вайнер в письме в поддержку красноярских поэтов. – Искусство следует судить по законам искусства, а не уголовного кодекса. Как-то даже неловко говорить такие очевидные вещи, но вот приходится». «Ничего смешнее пьесы «Жид-вампир» местных авторов давным-давно не читал. В традиции филатовского Стрельца. Разойдется на цитаты. Особенно после того, как ее запретят за разжигание всех розней и оскорбление всех чувств. Срочно принимается к постановке», - написал известный режиссер Кирилл Серебренников на странице Facebook. В общем, Матвеев и Прокушев сами стали героями русской народной сказки. Только совсем не поэтической.

ХХХ

Анонимных экспертов из педуниверситета можно, конечно, обвинить в неадекватности. Равно как и львиную долю граждан - обвинить в гомофобии. Но когда «чувства верующих» из философского понятия пытаются превратить в юридическое, то где найти мерило этой самой адекватности? И если «нравственность» перекочевывает из неписаных моральных норм в писаные законодательные, то не превращается ли гомофобия в вынужденную норму поведения?

О «репрессивном пакете» законов от Госдумы написано и сказано уже много. Да, общественный раскол, да, возрастание агрессии. Но главное деморализующее последствие, на мой взгляд, - это то, что и агрессоры, и их жертвы оказываются потерпевшими, стравленными социальными группами, у которых и общего языка-то нет. А в том напряжении, в которое вгоняют общество последние думские инициативы, он и не возникнет – тут может быть драка. Действительность в очередной раз мутировала. Заслужили?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру