Политика под кайфом

Наркоманию можно трактовать расширительно

На последней сессии краевого Заксобрания парламентарии взялись за исправление общественных пороков. Было рассмотрено сразу два соответствующих законопроекта: так называемый антитабачный и «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Красноярском крае», появление которого в парламентской повестке авторы анонсировали чуть ли не с начала года. Смены вех пока не случилось: оба документа приняты в первом чтении. Ни механизма реализации запрета на курение в общественных местах, ни по ролям расписанного «комплексного антиалкогольного и антинаркотического обучения и воспитания» в них еще не содержится. Тем не менее зачин есть. Самое время определиться, кто же наши врачеватели.

Наркоманию можно трактовать расширительно
Фото: Александр Бурмистров

На оздоровительную повестку удачно легли и другие вопросы заседания. Так, перед нардепами отчитались два министра – энергетики и ЖКХ Сергей Резников и минсоцполитики Галина Пашинова. С 2013 года члены правительства отчитываются не только по конкретным вопросам, но и комплексно, по своей отрасли. Доклады и их обсуждение стали местами похожи на сеанс групповой психотерапии. А заодно заставили задуматься над сущностью наркомании.

Вот та самая сырьевая зависимость, нефтяная игла, с которой государство российское никак не может соскочить – это разве не наркомания? Тяжелая, запущенная, со стажем. Кипятишь черную жижу на закопчённой ложке, пока не выпарится до консистенции хрустящих банкнот – и пожалуйста. Все и сразу. Синтетическая и иллюзорная гармония с миром и с собой, минуя мучительные стадии личностного роста вроде самоопределения, самореализации. Вместо ежедневного преодоления себя - пиар-грезы и политтехнологическая нега. Скрепы духовные, Евразия.

Вторя светилам наркологии, рассматривать эту болезнь только в физиологическом (экономическом) контексте неверно. Важен и социально-психологический момент. Как меняется психика, структура личности этого коллективного российского тела?

В качестве анамнеза сгодится выступление министра ЖКХ. Например, водоснабжение и водоотведение остаются проблемами: только 85 процентов жителей края, по словам Резникова, обеспечены водой питьевого качества. Многие малые населенные пункты о воде только мечтают. Депутат-аграрий Михаил Козлов привел и вовсе удручающие цифры: в 80 процентах сельских территорий вода не соответствует установленным стандартам. А как же заявленное годы назад в качестве инвестиционной панацеи частно-государственное партнерство? «По небольшим населенным пунктам срок окупаемости таких проектов достигает 50-70 лет», - констатировал Резников на сессии.

Или вот еще: с мая 2012 года внесенные поправки в Жилищный кодекс РФ позволили жителям менять управляющие компании. «На практике это слабореализуемо. В Красноярском крае такие попытки закончились в суде с отрицательными результатами», - признает Резников. А как быть с «прозрачностью» коммунальных квитанций? Ладно тариф, но вторая составляющая – «содержание и ремонт жилищного фонда»? Как просвещенному жильцу определить, обманывают его в УК или нет, выставляя такую сумму, а не другую? Оказывается, никак. «Необходимо сформировать методику определения цены. Сегодня стоимость формируется на основании якобы рыночной стоимости, которой не существует», - заявил министр.

Напомним: коммунальной «прозрачности» тоже скоро исполнится год. За это время депутаты Госдумы напринимали безумное количество параноидальных и репрессивных законов, а вот довести до ума свои наброски в жизненно важной отрасли времени не нашли.

Тут много что могут сказать (и говорят) политологи и гневные публицисты. Мы же обратимся за ответами к наркологии. «Слабое развитие самоконтроля и самодисциплины», «низкая устойчивость к всевозможным воздействиям и неумение прогнозировать последствия действий и преодолевать трудности», «болезненная впечатлительность, обидчивость», «неспособность адекватно воспринимать ситуации, связанные с необходимостью преодоления жизненных трудностей, налаживания отношений с окружающими и регуляции своего поведения». Это все типологические черты личности наркомана, взятые из монографии «Психология наркотической зависимости и созависимости» (С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров, 2001 год). Подходит? Подходит.

Думаете, полые законопроекты без механизмов реализации способны чему-то научить наркоманов? Вряд ли. «До октября этого года будет сформировано абсолютно новое законодательство в сфере теплоснабжения, энергоснабжения. До 1 сентября минэнерго РФ представит новые правила игры и правила функционирования на рынке снабжения», - объявляет Резников.

Это только непросвещенному наблюдателю может показаться, что примерно раз в год провозглашать появление «новых правил» в любой сфере - абсурд. Отнюдь. Автор этих строк, например, не реже раза в месяц засыпает с твердым намерением завтра же бросить курить. Очень убедительно, кстати, с железными аргументами. А на утро ночная экзальтация проходит, и никотиновая зависимость берет верх – уже с новыми аргументами (точнее оправданиями). И так до следующего раза, до следующих «новых правил».

Вот что пишут по этому поводу наркологи в своей монографии: «Зависимость начинает существовать не только как форма жизни, но и как субъект жизни. Постепенно зависимость становится суррогатной и при этом, увы, чрезвычайно эффективной, «заместительной» личностью. В пространстве жизни наркомана начинают активно бытийствовать две личности». И, разумеется, в различные периоды наркотизации или ремиссии между этими личностями возникает ожидаемый конфликт. В политическом плане – конфликт неизменно интригующий. Не с этим ли связан повышенный общественный интерес к тому, кто из политиков и о чем проговорится? Вот скажет какой-нибудь региональный политик, что средний депутат умнее среднего россиянина, или вице-премьер РФ Игорь Шувалов обмолвится, что борьба с коррупцией вышла на «уровень, который уже для нас самих опасен» - и сразу тепло на душе. Вот она, личность проступает, настоящая, не суррогат.

В краевой политике такими приступами откровенности славится спикер Александр Усс. На этот раз, во время спора депутата Владислава Зырянова с Резниковым о невостребованности в крае продукции минусинского «Энергокомплекса», Александр Викторович возьми и проговорись: «Я помню по некоторым заводам, где чисто субъективные решения принимались не по тому, чья продукция лучше, а кто больше откатит. И это действительно так». Правда, тут же поправился: «Не хочу сказать, что здесь мы имеем дело именно с такого рода фактом. Но предметно анализировать мы должны». И нечему тут удивляться: групповая психотерапия у наркоманов эффективна только тогда, когда имеет четко поставленную цель – излечение.

** *

Разумеется, было бы несправедливо уличать в «наркоманическом дефекте» лишь власть – не в меньшей степени он выражен и у остального общества. Анализ рисунков наркозависимых подростков на тему «Я и мое будущее» все в той же монографии это наглядно демонстрирует. «Для наркоманов личностная неэффективность оказывается полностью связанной с зависимостью. При этом «хорошая жизнь» (как подписывают сами испытуемые) без наркотиков никак не конкретизируется, в то время как «плохая жизнь» представляет собой обычно детальное изображение наркотических препаратов. Складывается впечатление, что у наркоманов нет представления о жизни без наркотиков, причем последние, возможно, являются субъективным оправданием личностной неэффективности. Жизнь без наркотиков предстает для них как непонятная, неопределенная и мало структурированная». Чем не интерпретация «слива протеста», «краха оппозиции» и прочих злободневных процессов?

Так-то оно так. Но, например, в Чехии, где можно легально хранить, носить с собой и употреблять кучу разной отравы, единственное, что преследуется по закону – продажа. Объясняется это просто. Наркоманы – больные люди с пораженной волей, что с них взять. А вот «барыг», которые на этой болезни наживаются и тем самым ее усугубляют, надо наказывать.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру