Борьба за доживание

Представители социальных служб демонстрируют цинизм

 Квартиры для ветеранов Великой Отечественной войны. Эта недоделанная фраза настолько часто звучала за последние пять лет, что стала восприниматься как фразеологизм. С 2008 года у государства было несколько попыток обеспечить цивилизованным жильем победителей фашизма. Трагично, но самым младшим участникам войны, ветеранам боевых действий, их вдовам, блокадникам Ленинграда перевалило за 80 лет. А крыши над головой у многих так и не появилось. Хотя начиналось все пафосно, жизнеутверждающе и бойко. Словно блицкриг.

Представители социальных служб демонстрируют цинизм
Фото: www.ampravda.ru

 В мае 2008-го президент Дмитрий Медведев пообещал раздать квартиры до празднования 65-летия Победы (до 9 мая 2010 года) всем фронтовикам, которые встали в очередь на жилье до 1 марта 2005 года. Позже инициативу поддержал Владимир Путин: обеспечить жильем всех ветеранов-очередников, в том числе тех, кто встал в очередь позже. Вышел и федеральный закон, и региональный – «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Перечень документов, которые требовалось собрать пожилым людям, на первый взгляд, не предвещал особых проблем: дюжина бумажек, включая паспорт.

Но дьявол, как известно, таится в деталях. Многие пенсионеры, попадавшие, по их мнению, под действие закона, столкнулись с такой практикой: соцработники не признавали их нуждающимися в жилье. Тогда стайки стариков потянулись в прокуратуру и суд - отстаивать обещанное право.

Много ли таких людей? Вот данные краевой прокуратуры только за прошлый год: «В связи с незаконными решениями органов местного самоуправления, министерства социальной политики края об отказе в постановке на учет и выделении единовременной денежной выплаты ветеранам в суд заявлено 35 исков, из которых рассмотрено и удовлетворено 27. Вступившие в силу решения суда исполнены», - рассказала «МК» старший помощник прокурора Красноярского края Ольга Волобуева.

Старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Галина Синякова говорит, что во многих районах зафиксированы нарушения, но некоторые поражают цинизмом: «Шарыповским прокурором доказан факт вынужденного переезда с прежнего места жительства вдовы ветерана. 90-летней женщине ампутировали ногу, вдова не могла сама себя обслуживать. Бросила ветхое жилье, перебралась к родственникам. Но тем самым, по мнению чиновников, старушка улучшила условия проживания и утратила возможность получения помощи от государства. Незаконные действия минсоцполитики края были отменены через суд. Чиновников обязали предоставить ветерану денежную выплату на приобретение жилья. Решение исполнено только в апреле этого года».

ХХХ

Доподлинно неизвестно, сколько еще человек пытались спорить с чиновничьей машиной, но тщетно. Или тех, у кого просто нет сил бороться. Сколько фронтовиков не успели получить крышу над головой - ушли в мир иной…

А чиновники все рапортуют. Вот статистика минсоцполитики. За годы реализации закона около пяти тысяч красноярских ветеранов наделены жильем. О постыдных нарушениях, исправленных, в частности, надзорными органами, нет ни слова.

До сих пор, как мы выяснили, в очереди маются еще около 500 человек. Напомню, большинству уже около 90 лет. «Каждому фронтовику - собственное жилье» - этот «социально-ответственный» слоган звучит для них как издевательство - поманили и не дали.

Примеры горьких мытарств хранит интернет.

«Моя мама 1928 г. р., - пишет красноярка на официальном сайте минсоцполитики, - проживает в Назарове, собрала пакет документов для предоставления жилья. Она вдова ветерана ВОВ. Были предоставлены все справки: о том, что нет жилья на территории города и края, муж был инвалидом ВОВ и т. д. Но ей сказали, что нужно еще справку, что ее муж был ветераном ВОВ. Но ведь у нее есть удостоверение вдовы участника ВОВ! Бумагу ей никто не дает. Мы обратились в органы соцзащиты – там сказали, что архив сгорел. В военкомате тоже данных не осталось. Какой-то замкнутый круг. Обидно за отца и за маму, он здоровье свое Родине отдал и исчез бесследно. Одно успокаивает - в Книге Памяти о нем пять строчек, внуки могут прочитать и гордиться. Скажите, куда еще маме можно обратиться, чтобы восстановить это свидетельство ветерана, без которого документы не принимают».

А вот диалог краевого министра соцполитики с участником войны во время прямой линии.

- Я, Мешко Николай Митрофанович, Уяр, 1921-го года рождения, участник войны, инвалид второй группы, обращался ко всем нашим начальникам-бюрократам, никакой помощи не получил. Живу в неблагоустроенной квартире, ноги не ходят и глаза не видят. Может, поможете мне получить благоустроенную квартиру?

Галина Пашинова:

- Николай Митрофанович, сам факт проживания в неблагоустроенном жилье пока не является основанием для постановки на учет. Критерии нуждаемости обозначены в 51 статье Жилищного кодекса. Если жилье признается ветхим, непригодным для проживания, тогда осуществляется постановка на учет.

Иначе говоря, 90-летнего старика вежливо послали. К Жилищному кодексу. Мол, все претензии к нему, а не к нам.

ХХХ

Представителям поколения, которое в эти дни будут нарочито именовать Победителем, не повезло. Завтра им выдадут ненужные конфеты, флажки, слова. Но не предоставят необходимое - квартиры, деньги на жизнь. Словно и не победители это, а недееспособная, но требующая показной опеки обуза.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру