На прошлой неделе стало понятно, откуда возьмутся средства: практически все дополнительные доходы край получил из госбюджета страны, внутренние источники - только сокращение трат. Как заявил Одинцов, «корректировка не отразится на достижении заявленных целей социального характера, решено отложить на более поздний период строительство некоторых объектов, к которым еще не приступили». Перечень объектов известен (см. стр. 3), других способов пополнения «кошелька края», думается, никто толком и не искал. Сократить, остановить и т. д. - всегда проще.
Между тем внутренние ресурсы имеются. В марте комитет по промышленности и вопросам жизнеобеспечения ЗС края выслушал отчеты руководства предприятий с государственным участием. По состоянию на 1 января 2013 года в Реестре госсобственности Красноярского края значится около 11 тысяч объектов капитального строительства; 48 краевых унитарных предприятий; акции 23 хозяйственных обществ, 710 краевых учреждений, переданных в ведомственное подчинение исполнительных органов власти края; 1824 объекта казны края; более 23 тысяч земельных участков. Народные избранники, хоть и вознамеривались заслушать всех, смогли осилить отчеты лишь некоторых унитарных предприятий и акционерных обществ. Как говорит член комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Юрий Швыткин, «сейчас каждая копейка в бюджете на счету. Поэтому мы с членами комитета посмотрели работу около 20 предприятий с госучастием, я участвовал в оценке пяти. Прибыльность, эффективность компаний крайне важна – это источник, который бы смог улучшить наш бюджет, я с этим полностью согласен. Но мы не удовлетворились лишь первой проверкой. К примеру, мы запросили все документы о выделении благотворительной помощи предприятиями с госучастием. К майской сессии, надеюсь, у нас будет полная картина в этой части работы».
Понятно, что унитарные и бюджетные предприятия не ставят перед собой задачу получения прибыли, но акционерные общества, которые частично или полностью управляются правительством края, главной целью видят как раз зарабатывание денег. И формируют прибыль, которая должна идти в краевую казну. Только в том, насколько эффективна деятельность этих АО, депутаты, кажется, до конца так и не разобрались. Хотя рецепты звучали.
ХХХ
На одной из весенних сессий ЗС перед нардепами выступил представитель миноритарного акционера «Красноярскнефтепродукта» Владислав Гершкович. Говоря о проблемах этого ОАО (77,33 % голосующих акций КНП принадлежит правительству края), он обозначил перспективы: «Когда мы оценивали экономику КНП - заметили, что компания зарабатывает меньше, чем могла бы. Учитывали при этом анализе и долю рынка, и количество АЗС, и объемы продаж. Неэффективность управления активом для нас была очевидна. По итогам прошлого года КНП, вероятно, покажет прибыль в 150 млн рублей. Из них часть уйдет на выплату дивидендов, часть уже оказалась потрачена. В прошлом году нескольким красноярским спортклубам и общественным организациям в совокупности выделили более 34 млн рублей. Есть и еще одна особенность ведения бизнеса. В положении о закупках, которое на КНП должно быть сформулировано на основании ФЗ-223, из перечня товаров, закупаемых по открытым конкурентным процедурам, почему-то исключены ГСМ. То есть менеджмент делает такие закупки по своему усмотрению – у кого угодно и по какой угодно цене? Непонятно, почему на такую «странность» не обращает внимания краевое правительство. А вот Федеральная антимонопольная служба России прямо указывает на то, что порядок приобретения нефтепродуктов должен быть урегулирован. В противном случае должен применяться Федеральный закон 94 о госзакупках. Сейчас назначена дополнительная проверка в краевом УФАС. Тогда повысится эффективность, а следом и прибыль – все логично. А ведь от прибыли КНП выиграет прежде всего казна края, а не миноритарные акционеры, поскольку доля акций правительства больше. К примеру, если КНП заработает 600 млн рублей чистой прибыли, заплатит из них 120 млн в виде налога на прибыль (опять же в краевую казну), то останется 480 млн чистой прибыли. Из них край может получить 300 млн в виде дивидендов - налогом эти средства не облагаются. Миноритарии получат 180 млн - из них выплатят девять процентов в виде налога на дивиденды. В итоге регион получит в казну дополнительно 438 млн рублей. В принципе предприятие за год может зарабатывать миллиард рублей. При такой прибыли КНП край заработает около 700 млн рублей допдоходов в бюджет».
Согласитесь, это реальный источник дохода для казны, которая сейчас напоминает сито. Потратить средства можно было бы и на социальные программы, которые определи для края федеральные власти. «Если компания будет действовать в рамках правового поля, то она может выделять на социальные нужды сумму в три-шесть раз больше, чем сейчас из нее выводится в виде сомнительных схем», - утверждает представитель миноритариев.
Но «рационализаторское предложение» одного из акционеров КНП депутаты не оценили. Не смогли. А может, просто не захотели. По их мнению, КНП выполняет свои «социальные задачи», и поэтому ничего в его деятельности менять не надо. Вот и получается, что пока за повышение прибыльности КНП борются лишь миноритарные акционеры.
Недавно в Краевом арбитражном суде прошло очередное заседание по их иску к КНП – речь шла о предоставлении компанией финансовой помощи различным организациям. «Сторона-ответчик, на наш взгляд, затягивает процесс», - комментирует Владислав Гершкович. До сих пор действуют обеспечительные меры, вынесенные краевым арбитражем, которые фактически запрещают КНП подобные сделки. «В настоящее время акционеры готовят еще иски по финансовой помощи КНП за 2007-2011 годы. Это вынужденная мера, поскольку реального взаимодействия регионального правительства с акционерами нет. Но если в ближайшие два месяца конфликт между акционерами КНП не будет разрешен на региональном уровне, потребуется вмешательство федеральных структур, которые могут быть призваны для обеспечения финансового порядка и законности действий топ-менеджеров КНП».
ХХХ
Тем временем генеральный директор «Красноярскнефтепродукт» Юрий Гурин пытается в суде отстоять свою честь. Полгода назад Гершкович направил региональным властям (губернатору, премьер-министру и спикеру краевого парламента) письма, в которых высказал личное мнение о некачественной работе Гурина и его сомнительных компетенциях. В частности Гершкович упомянул о том, что к нему якобы обратились представители трудового коллектива КНП и сообщили факты из жизни Гурина, не красящие его и для менеджера крупнейшей в регионе компании недопустимые.
Сам гендиректор считает письма клеветническими. Между тем у нас есть аудиозапись судебного заседания, а конкретно - показаний Гурина. Цитируем: «Это было в мае месяце, на филиале «Северный», ночью. К моему большому сожалению, на филиале происходили противоправные действия с участием, в том числе, одного из водителей предприятия. Происходило там распитие спиртных напитков на территории нефтебазы, которая является объектом повышенной опасности. Это поселок Абалаково недалеко от Лесосибирска. Я сделал замечание. В ответ с участием жителей поселка на меня было совершено нападение. Я применил самооборону - не более того. Что-то подобное было, да».
Иными словами, Гурин не отрицает, что скандальный инцидент был. Более того, драка вызвала такой резонанс, что спустя пару недель после ЧП спикер краевого парламента Александр Усс на сессии Законодательного собрания (в мае прошлого года) заявил: «К КНП надо проявлять самое пристальное внимание, особенно в части адекватных решений по руководству. Когда руководитель предприятия устраивает со своим водителем спортивные соревнования по рукопашному бою, думаю, это не украшает никого...»
Странно, что Гурин до сих пор предъявил иск только к Гершковичу, обойдя вниманием председателя ЗС Александра Усса.
ХХХ
В европейских странах у топ-менеджеров и крупных чиновников, отметившихся в скандалах (причем, не важно, разрешен ли возникший конфликт в суде), принято уходить в отставку. Хотя бы для того, чтобы не бросать тень на репутацию своих работодателей (в случае Гурина - на краевое правительство). Но европейские стандарты, как и советы зарубежных инвесторов, у чиновников края популярностью не пользуются. Проще вести дела так, как привыкли: с учетом «социальных интересов». Которые на самом деле больше напоминают схемы вывода активов. И даже «финансовая трагедия» (по Одинцову) не меняет отношения.