Белая горючка России не грозит

Отечественная экономика не спешит искать замену "черному золоту"

27 марта 2013 в 08:29, просмотров: 1839

 Разговоры об альтернативных видах топлива ведутся во всем мире: где в рамках экологической риторики, а где - подверстываясь под стратегически неизбежное истощение нефтегазовых недр. В России самым весомым аргументом становится обычно рост цен на традиционные дизель и бензин. Если «в мире» за десять лет производство биотоплива выросло в десять раз (90 млн тонн в год), то в России инвестиции в эту область практически не идут.

Белая горючка России не грозит
Рисунок: Анатолий Самарин

В прошлом году резидент красноярского бизнес-инкубатора (КРИТБИ), компания «СибЭнергоПроект», представила соломенный теплогенератор, который вместо дизеля или сырой нефти при сушке зерна использует отходы с полей, оставшиеся после сбора урожая. По утверждению создателей, в этом есть технологическое ноу-хау: при сжигании «сельскохозяйственных культур с повышенной влажностью» (а в крае уборочная кампания нередко начинается одновременно с сезоном дождей) производительность теплогенератора превосходит зарубежные аналоги. В целом, согласно проекту внедрения теплогенераторов, использование соломы позволяет уменьшить затраты на топливо в хозяйствах при сушке зерна в 6-11 раз.

«Если взять за основу урожай 2010 года и предположить, что вместо сушилок на солярке и сырой нефти использовались бы наши теплогенераторы, хозяйства могли бы сэкономить 60 тысяч тонн жидкого топлива. К слову, все затраты, связанные с приобретением и внедрением данного решения, к этому моменту уже бы окупились. На это потребуется максимум полтора сезона», - рассказывал гендиректор «СибЭнергоПроекта» Александр Токарев в прошлом году на презентации инновационных проектов, поддержанных Краевым фондом науки.

Проектные обоснования создателей действительно внушают оптимизм. Установка экологична, к тому же такой способ сушки зерна позволит сократить стоимость продукции на пять-шесть процентов за тонну. Эксперты из фонда, как говорится в пресс-релизе КРИТБИ, проект оценили высоко, и поддержку краевого министерства сельского хозяйства он нашел. Руководитель фонда даже заявил, что внедрение генератора позволит «защитить экономические интересы сельских жителей, самой социально не защищенной части населения».

Но вот прошел год, а необходимого финансирования проект так и не получил: на данный момент в теплогенератор вложено около четырех миллионов рублей, тогда как требуется почти 14 млн.

Другую сельскохозяйственную энергетическую новацию - мини-завод по производству биотоплива на основе рапсового масла - подала на патент группа ученых из Красноярского аграрного университета (КГАУ) еще в 2008 году. Стоимость одного комплекта, по подсчетам разработчиков, составляет миллион рублей. Для предприятия с потребностью в дизельном топливе 300 тонн в год необходимо переработать свыше тысячи тонн семенного материала - рапса, технического растения семейства капустных. «Общая проблема при использовании сельскохозяйственного сырья для получения топлива состоит в том, что оно конкурирует с производством пищевых продуктов», - пишут авторы проекта, ссылаясь на опыт европейских стран, где массовое внедрение биотоплива привело к резкому удорожанию продуктов питания. Тем не менее, экономию для хозяйства в сравнении с традиционным дизелем авторы обещают до 11,8 рубля за килограмм. Правда, рассчитаны они по явно устаревшим данным: заработной плате 30 руб/час на работника (которых нужно 13), стоимости киловатта в 1,5 рубля, неизменном спросе (при высоких ценах) на побочную продукцию, которую предлагается реализовывать. Впрочем, дальше отраслевых конференций проект не пошел.

К слову, в отечественном сельском хозяйстве большее распространение получила все-таки альтернативная энергетика, а не альтернативное топливо (биоэтанол или биодизель). В Белградской области, где действуют две крупные биостанции (использующие для выработки энергии отходы животноводства), даже принята концепция развития биоэнергетики и биотехнологий со спецтарифами для пилотных проектов. В прошлом году в одном из свинокомплексов Кузбасса запущена биостанция, которая перерабатывает органические отходы в биогаз, а затем - в электроэнергию и тепло, отходов от 40 тысяч голов свиней хватает. Но это точечные примеры, никакого массового распространения биоэнергетика в сельском хозяйстве не получила. Доля «зеленой энергетики» в общем объеме российской энергии сегодня составляет менее одного процента. Что уж тут говорить о Красноярском крае, с его ГЭС и месторождениями угля…

ХХХ

Впрочем, один красноярский проект по альтернативному топливу вызвал резонанс даже в мировом научном сообществе. В 2011 году ученые из Красноярского Института биофизики СО РАН предложили новый источник сырья для производства биодизеля - природные илы и осадок очистных сооружений.

«Добывать илы специально для производства биодизеля затратно, но есть такие мероприятия, когда их достают со дна озера в экологических целях: для очистки. Каждые 15-20 лет для восстановления водной экосистемы положено вычерпывать и убирать донные осадки, - объяснял тогда журналистам один из разработчиков уникальной методики Михаил Гладышев. - Убрать их достаточно проблемно, потому что получается, что озеро очистили, а окружающую территорию загрязнили. Нам пришло в голову: а нельзя ли этот осадок, который является побочным продуктом природоохранных мероприятий, использовать в качестве сырья для биотоплива? Мы исследовали липидный состав полученного биодизеля: он оказался достаточно хорошим, по качеству соответствующим Евро-4, Евро-5».

Опытный образец был изготовлен из ила озера Бугач. Результаты исследования донных илов опубликовал рецензируемый научный журнал «Biomass and Bioenergy»: во всем мире 70-80 % стоимости биодизеля составляет сырье, а тут был предложен его бесплатный источник. Впоследствии проект доработали до большей практичности – вместо эпизодических озер выбрали постоянную городскую канализацию. Начинание поддержало ООО «КрасКом» и лично Анатолий Матюшенко – на тот момент директор коммунальной службы. В планах озвучивалось строительство завода по производству биодизеля, который использовался бы в качестве добавки для дизельных машин предприятия. Однако и эти планы все еще не пошли дальше бумаги.

«Пока альтернативное топливо не будет рентабельным, оно так и останется на уровне разговоров, - уверен завкафедрой химии и технологии природных энергоносителей и углеродных материалов, профессор СФУ Владимир Твердохлебов. - С научной точки зрения биотопливо очень интересно, но с практической имеет свои минусы. У нас климатические условия не Бразилии и не Израиля. В Бразилии большое количество сырья вроде сахарного тростника и положительные температуры круглый год, а при нашем «минусе» все эти топлива ведут себя совершенно отрицательно, выпадают в осадок. И потом - тут играет роль ментальность. Помните, что такое «ликер Шасси»? Это было авиационное горючее, наполовину состоявшее из этилового спирта. Его сливали из баков, разбавляли водой и пили».

Конечно, мнение профессора нельзя назвать неангажированным – он является заместителем технического директора по научной работе Ачинского НПЗ. Но вот говорящий пример: самая крупная инвестиция в альтернативное топливо, сделанная российским капиталом, - 61,6 млн долларов. Это вложение зарегистрированной в Ямало-Ненецком автономном округе нефтегазовой компании «Итера» в производство биоэтанола. Правда, оба завода мощностью 410 млн литров этанола в год находятся в США, и прочие участники проекта - американские компании. Так что климат у нас действительно, видимо, не тот. Что природный, что экономический.

P. S.

Банальная нерасторопность или мелкое воровство? В следующей серии проекта «Бензиновая лихорадка» мы поднимем тему недобросовестных автозаправщиков. Многие красноярские автовладельцы чувствуют, что в их бензобаки недоливают топливо - при том, что цену на него нельзя назвать честной! За один день недолива операторы АЗС могут сэкономить тонны горючего, а водители несут убытки. Все подробности - в четверг, 28 марта, в 19.40 на телеканале «Россия 1»!



    Партнеры