Расход-схождение

Политическому «базису» придется освоить принципы экономической «надстройки»

«У нас метеорит вроде бы не падал, сверхъестественного в экономике не происходило, но принятый в конце прошлого года бюджет является предельно дефицитным. Больше заимствовать мы не можем», - высказался спикер ЗС Александр Усс на прошлой неделе, в преддверии скорой корректировки краевого бюджета. Теперь он должен отреагировать на «дорожные карты» (прежде всего социальные), составленные федеральным правительством на основании указов президента - на что краевой казне предположительно потребуется в 2013 году 30 млрд рублей. А денег нет. «Обычно депутаты наращивают расходы, и прежде всего в социальной сфере. Теперь мы видим, что дальше так нельзя», - добавил спикер. Примечательно, что еще в начале марта Усс призывал не драматизировать ситуацию, как это делал, например, министр финансов Роман Одинцов, назвав свалившиеся указы «финансовой трагедией». Можно сказать, тут Александр Викторович противоречил сам себе: он не раз называл министра «бухгалтером», ну а если бухгалтер говорит «трагедия», то так оно обычно и есть.

Политическому «базису» придется освоить принципы экономической «надстройки»
Коллаж: Сергей Гуськов

Конечно, тут важно и замечание, так сказать, «финансового директора», председателя правительства Виктора Томенко: «Мы должны искать средства в системе управления, в объеме государственных расходов». В этих словах есть сермяжная правда, потому что доходности по части налогов с бизнеса Красноярскому краю ждать не приходится.

После почти двукратного увеличения суммы страховых взносов случился массовый уход с рынка индивидуальных предпринимателей. За январь 2013 года прекратили деятельность более полутора тысяч ИП в крае, а новых появилось в пять раз меньше. В феврале ситуация усугубилась: ежедневно (!) «закрывались» порядка 170 ИП. По оценкам «Опоры России», бюджеты всех уровней уже потеряли в налогах с ИП 3,5 млрд рублей.

В среднем бизнесе - затишье после бури. Как считает представитель «Опоры России» в Гражданской ассамблее Юрий Муравьев, все самое плохое случилось уже в прошлом году. «Был увеличен подоходный налог и были обещания правительства снизить его в 2013 году. Их исполнения мы пока не наблюдаем, но в любом случае более-менее стабильные предприятия еще в прошлом году нашли возможность реструктурировать производство», - заключил Муравьев.

Куда менее уверенно чувствует себя сфера торговли. На недавнем красноярском торговом форуме предприниматели взывали к правительству поддержать местный ритейл. Они боятся не выдержать конкуренции с федеральными и международными торговыми сетями – несоизмеримость оборота компаний не позволит им выдержать демпинга.

Это касается и местных производителей. Вот уже два месяца простаивает Красноярский водочный завод, работники отправлены в вынужденный неоплачиваемый отпуск. Вину руководство возложило на «нездоровую конкуренцию на алкогольном рынке». Параллельно с этим на грани банкротства находится «Шушенская марка». Против ее руководителя возбуждено уголовное дело по невыплате жалованья работникам, поэтому вряд ли тут причины чисто экономические. Зато последствия, в ряду с другими громкими банкротствами (ДЗНВА, «Уярский мясокомбинат») - экономические вполне. Концерн «Тракторные заводы» (КТЗ) закрывает свои предприятия в Красноярске - комбайновый завод и «Краслесмаш». Холдинг EvrazGroup – Ирбинский рудник в Курагинском районе. На гране банкротства - свинокомплекс «Шуваевский» и Маклаковский лесопильно-деревообрабатывающего комбинат (ЛДК).

Но самая ощутимая бюджетная «недостача» обнаруживается от налоговых льгот для финансово-промышленных групп. Их (льготы) в этом году под разными предлогами раздавали парламентарии. «Валовый доход «Ванкорнефти» увеличился, а доходы в бюджет уменьшились в четыре раза. На разных уровнях общественного развития политика и экономика по-разному друг с другом соотносятся. Превалирует то экономический базис, то политическая надстройка. А сейчас, когда политики лоббируют интересы бизнеса, экономика и сама местами становится чем-то вроде надстройки», - полагает Юрий Муравьев.

ХХХ

Но если в действиях самих корпораций видна рационализаторская логика (РЖД избавляется от непрофильных активов, «Роснефть» сокращает непрофильные отделы в «Ванкорнефти»), то в чем проявится рационализм краевого госаппарата? Парламентарии говорить об этом пока не готовы. «Корректировку будет вносить министерство финансов и правительство края, ориентировочно в апреле, - пояснил «МК» зампредседателя комитета по бюджету и экономической политике ЗС Егор Васильев, - только тогда мы сможем как-то отнестись к предложению исполнительной власти».

Пока что народные избранники ограничились ревизией предприятий с государственным участием, самыми известными (скандально) из которых являются ГП «Сосна», провалившая инвестпроект по строительству молокозаводов, и «Красноярскнефтепродукт». Но наиболее показательным стал разбор деятельности гостиницы «Октябрьской». «Для чего она нам? Продать ее, да и все», - сказал депутат Сергей Зяблов заместителю министра экономики. Тот ответил, что необходимость госучастия связана с «вопросом обеспечения безопасности официальных делегаций».

И подобный подход – любая прихоть за бюджетный счет – можно обнаружить в государственном аппарате буквально во всем. В собственности администрации края находятся 12тысяч 208 объектов недвижимости, в которых располагаются 64 государственных предприятия и 708 краевых госучреждений. За одним только управлением делами губернатора числится девять зданий (не считая отдельных помещений) в центре города, 23 квартиры, 17 зданий в поселке Сосны, гаражи, ангары, причал. Неужели все это не может быть у бизнеса на аутсорсинге? Или чем объяснить покупку у РЖД стадиона «Локомотив»? Понятно, что РЖД он не нужен. Но почему тогда ЭВРЗ, который, по крайней мере, имеет гарантированный источник дохода, отошел новосибирской частной компании? Муниципалитеты за эффективностью, судя по всему, тоже не гонятся. В Мотыгинском районе покупают «кроссовер» за два миллиона, в Минусинском – самую дорогую Toyota Camry. Упразднение нецелесообразных предприятий - вроде «Корпорации 2020» - становится событием из ряда вон. В ЗС оставили без ответа официальный запрос «МК» о расходах на содержание аппарата, отправленный еще в ноябре прошлого года - красноречивое молчание.

Нет, решительно: если уж устраивать выездное совещание на каком-нибудь госпредприятии, то начинать нужно, например, с подсчета стоимости бензина для парламентских авто, в которую совещание обойдется.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру