Бензин со многими неизвестными

«МК» сформулировал вопросы гендиректору КНП

06.02.2013 в 08:49, просмотров: 3739

Полгода назад, после того, как я заправился на АЗС в центре Красноярска, моя Тойота, которая казалась мне крайне устойчивой к российской бензиновой «лихорадке», повела себя на дороге так, будто в нее не залили 30 литров 92-го, а напротив - выцедили все до капли. Машина отказывалась набирать обороты. С тех пор объезжаю эту заправку стороной. Кстати, к бензину на АЗС этой компании - «Красноярскнефтепродукт» - претензии есть и у других красноярцев, судя по отзывам в социальных сетях на проект «Бензиновая лихорадка» в «МК» и в телепрограмме «Вести. Красноярск».

Недавно коллеги-телевизионщики обратились в научно-исследовательскую лабораторию института нефти и газа Сибирского федерального университета и привезли туда на «анализы» 92-й бензин. Заправляли канистры на станциях «Красноярскнефтепродукт», «Магнат-РД», «25 часов» и на трассе М-53 недалеко от поселка Емельяново. Что показал научный опыт, и какие факторы влияют на качество бензина? А главное – как можно «всем миром» повлиять на систему заправского бизнеса?

Бензин со многими неизвестными
Рисунок: Анатолий Самарин

«Вскрытие» показало, что мои опасения по поводу качества топлива небезосновательны. Профессор, заведующий базовой кафедрой химии и технологии природных энергоносителей и углеродных материалов Института нефти и газа, доктор химических наук Владимир Твердохлебов счел, что «из всех проб по одной из главных характеристик - октановому числу, определенному исследовательским методом, не подходит первая проба. У нее октановое число 89.7. Первая проба очень странная - большое количество механических примесей». Ни в одной из канистр ученые, по сообщению телеканала «Россия 1», не обнаружили топлива, идентичного тому, что выпускают НПЗ. Это, по мнению экспертов, означает: с бензином «поработали». Под первым номером, кстати, оказалось топливо с заправки КНП в Октябрьском районе. Пока получить комментарий на предприятии нам не удалось.

При исследовании фракции, которая отвечает за форсаж и мощность, показатели у всех занижены. «Заведется, ехать будет нормально в городском режиме, но на форсаже, когда надо обогнать, - очень долго будет выходить на те показатели, которые необходимы», - комментирует опыты с бензином Твердохлебов.

О том, что с топливом на многих заправках края, в том числе на КНП, не все в порядке, СМИ говорят давно. В чем причина ухудшения качества продукта, которое, казалось бы, должны контролировать многочисленные инстанции на всех этапах поставки – от производителя до АЗС?

По мнению представителей компании «RB Securities Limited», которая является акционером КНП и демонстрирует публичную заинтересованность в повышении прозрачности управления нефтетрейдером, качество отпускаемого топлива напрямую коррелирует с корпоративными стандартами. А они вызывают вопросы.

Например, известно, что КНП, не являясь производителем ГСМ, закупает их у других компаний, причем не только на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе, но и у посредников. В таком случае требуется дополнительный анализ и контроль качества продукта. Но система закупок КНП, по мнению «RB», страдает недомолвками. Так, согласно положению о закупках компании, стратегический продукт, который затем идет в розницу, выведен из процедуры публичных торгов и конкурсов. Это означает, что предприятие может заключать договор на поставку топлива с любым продавцом за любую цену. И проконтролировать со стороны обоснованность цен и качество ГСМ весьма затруднительно.

Представитель юридической службы «RB» Евгений Максименков поясняет свою позицию: «Мы обратились в региональное УФАС. По нашему мнению, федеральный закон № 223, который должен регулировать закупочную деятельность КНП как предприятия, имеющего в уставном капитале долю администрации Красноярского края свыше пятидесяти процентов, нарушен. В положении о закупках КНП такой важный вид деятельности как приобретение нефтепродуктов исключен из конкурсной процедуры. Хотя закупка топлива подпадает под понятие «закупка товаров» - оно общее для всех объектов. В статье 1 ФЗ-223 указан перечень сделок, на которые действие закона не распространяется, например, на сделки с ценными бумагами или там закупкой в области военно-технического сотрудничества. Но в эти исключения не входит приобретение нефтепродуктов». По мнению представителя компании Владислава Гершковича, эти нарушения федерального закона приводят к тому, что КНП в лице гендиректора Юрия Гурина, ранее работавшего на дочернем предприятии «ЛУКОЙЛа» (в Тюменском филиале ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт»), якобы заключает договоры поставки нефтепродуктов со своего бывшего предприятия по невыгодным для КНП ценам.

Региональное УФАС доводы миноритариев пока не подтвердило.

О том, что к бензину, закупаемому КНП, бывают вопросы по качеству, «МК» на правах анонимности рассказал один из бывших сотрудников подразделения компании: «Топливо как-то раз пришло из омской посреднической фирмы. Было заключение лаборатории КНП о низком качестве бензина, не соответствовавшее заявленному в документах. Была отправлена телеграмма в Омск. Никто на нее не отреагировал. Такая ситуация возможна в том случае, если поставки идут не от производителей, а через посредников… После прихода Гурина на КНП уволили руководителей филиалов – Рыбинского и Ачинского. Возможно, были какие-то несогласия с действиями руководства».

Историю еще одного увольнения приводят представители «RB» в своем обращении к руководителям края: «В адрес филиала «Центральный» КНП была произведена поставка нефтепродуктов. Служба внутреннего контроля качества провела экспертизу, анализ проб позволил экспертам сделать вывод о том, что поставлено контрафактное топливо. После обнаружения указанных фактов представители филиала «Центральный» связались с гендиректором, который, со слов бывшего руководства филиала, дал устное распоряжение принять контрафактное топливо. После данного инцидента был уволен руководитель данного филиала, заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности»…

ХХХ

Пока ожидается реакция правоохранительных органов и надзорных ведомств, а также краевой власти, у «МК» оформился ряд вопросов к нынешнему генеральному директору КНП Юрию Гурину, который уже почти год возглавляет ОАО «Красноярскнефтепродукт»:

1. Юрий Юрьевич, в открытых источниках мы не смогли найти данных о Вашей трудовой биографии, о наличии у Вас высшего образования. Кто Вы, мистер Гурин?

2. Сколько руководителей филиалов КНП уволено с момента Вашего назначения и почему? Происходили ли увольнения охранников предприятия, которые проработали в КНП уже длительное время? Если да, то в чем заключалась необходимость смены охраны КНП и найма частного охранного предприятия?

3. На нефтебазе КНП филиала «Центральный» сотрудники прокуратуры и УФСБ провели проверку антитеррористической защищенности предприятия. В результате выявлены нарушения пропускного режима. Какие меры Вами приняты для недопущения подобных случаев в дальнейшем?

4. Как Вы можете объяснить текущую закупочную политику КНП? Почему топливо закупается без проведения торгов?

5. Какие меры приняты руководством КНП в связи с появившейся в прессе информацией о продаже некачественного топлива? Как Вы можете объяснить результаты экспертиз, которые свидетельствуют о том, что топливо КНП не соответствует заявленному октановому числу?

Надеемся, Юрий Юрьевич, с ответами на наши вопросы Вы не станете затягивать.

А пока мы попросили выступить в качестве эксперта, способного объективно оценить ситуацию с бензиновым хаосом, депутата Законодательного собрания Красноярского края, члена комитета по природным ресурсам и экологии Всеволода Севастьянова. «КНП – предприятие фактически наше, - рассказал он «МК» о своем видении ситуации, - сейчас там управляющий Гурин, он, скажем так, пришел со стороны. Я готов обратиться в прокуратуру по поводу того, что там сейчас происходит. В свое время у руководства края было намерение продать КНП, мы с большим трудом его отстояли. Это рычаг управления топливной составляющей в крае, мы сдерживали рост цен на бензин благодаря краевому участию в деятельности предприятия. Сейчас все поменялось – цены на заправках КНП устанавливаются на уровне других сетей АЗС. Поэтому возникает вопрос - зачем мы его держим в краевой собственности? Давайте оставим пять процентов акций КНП в собственности края. Сейчас на КНП есть акционер, который ходит по судам, задает вопросы – почему вы из моего кармана вытаскиваете деньги в виде благотворительности? Я думаю, суды эти в итоге акционер выиграет. Есть вопросы и к Совету директоров КНП. По его решению регулярно переводятся деньги в какие-то структуры в рамках благотворительной деятельности. Это требует внимания со стороны власти. А КНП из-за этих расходов испытывает затруднения – известно, что у КНП возникли долги. Когда там ищут того, кто в руководстве КНП неправильно ведет деятельность, то смотреть надо прежде всего на состав Совета директоров – там представлены сотрудники краевого правительства (по данным «RB», в Совет директоров КНП входят: министр промышленности и торговли Александр Климин, его зам Наталья Михалкина, руководитель агентства по управлению госимуществом края Алексей Колович, его подчиненный, начальник отдела по работе с юрлицами и корпоративному управлению агентства по управлению госимуществом края Дмитрий Бычков, экс-депутат ЗС Владимир Суроткин«МК»). Совет директоров не обеспечивает эффективное управление КНП. Почему мы деньги расходуем на не очень понятные цели, вместо того чтобы развивать базу, повышать технологические режимы и выстраивать более эффективные системы обслуживания бюджетной сферы? Когда, к примеру, «скорой помощи» не хватает бензина, кто за это отвечает? Тот, кто занимается распределением топлива».

P.S. «Бензиновая лихорадка» продолжается! На территории края - 30 крупных нефтяных месторождений. На Таймыре есть скважины, из которых каждые сутки качают тысячу тонн черного золота. В виде налогов красноярская нефть за прошлый год принесла более 80 миллиардов рублей, что составляет более половины краевого бюджета. Но в дефицитной краевой казне от нефтяных доходов нет ничего. Все средства уходят в федеральный бюджет. Что представляет собой на самом деле нефтедобывающая отрасль в Красноярском крае, где, по официальным данным, почти четверть населения живет за чертой бедности? Все подробности - очередном сюжете проекта «Бензиновая лихорадка» в четверг, 7 февраля в 19.40 в программе «Вести. Красноярск» на телеканале «Россия 1».



Партнеры