Артель пристроилась к чужим технологиям?

Новые факты добавили красок в историю борьбы за недра Красноярья

В этом году, как известно, был проведен федеральный конкурс на разработку нового месторождения в Красноярском крае. В районе Норильска должно появиться еще одно предприятие по производству никеля и платины. Заявки на конкурс подали две компании. Одна - с многолетней успешной историей освоения районов Крайнего Севера; другая - пришелец с Дальнего Востока. Силы, как сразу отметили наблюдатели, были не равные. Мировому лидеру по производству металла - «Норильскому никелю» - противостояла сравнительно небольшая «Артель старателей «Амур» (входит в группу компаний «Русская платина» Мусы Бажаева). Если «Норникель» был готов приступить к разработке месторождения уже в следующем году и вложить в проект 150 млрд рублей, то «Артель» намеревалась взяться за освоение… через 12 лет, а сумма инвестиций оказалась вдвое меньше, чем у конкурента. Но именно «Артель», к удивлению многих, стала победителем.

Новые факты добавили красок в историю борьбы за недра Красноярья
Коллаж: Сергей Гуськов

СКЕЛЕТЫ В ШКАФУ СТАРАТЕЛЕЙ

Результаты конкурса имели эффект масла, подлитого в огонь. Возмутились депутаты разных уровней.

Со своей позицией выступила на парламентских слушаниях депутат Государственной Думы Раиса Кармазина. Она поставила под сомнение объективность итогов последних конкурсов на разработку никелевых месторождений и выразила беспокойство, что подобные решения могут привести к снижению бюджетных поступлений и реализации социальных программ в Красноярском крае. По ее словам, при проведении конкурса были проигнорированы планы развития края и бюджетные интересы.

Затем 27 депутатов горсовета Норильска направили президенту страны послание с просьбой проверить итоги конкурса. Беспокойство народных избранников вполне обосновано – именно в столице Заполярья могут не досчитаться налоговых поступлений, если проект зависнет на 13 лет еще на стадии подготовки.

В СМИ появилась версия дальнейшего развития событий: «Амур» «не потянет разработку месторождения, и в итоге право на разработку может получить неизвестно кто…», - писал Интернет-портал «Агентство федеральных расследований». Беспочвенной эту версию не назовешь. Особенно если заглянуть в судебные определения судов Хабаровского края, где фигурирует «Артель».

Вот цитата из решения Хабаровского арбитражного суда от февраля этого года: «Согласно бухгалтерскому балансу ОАО «Артель старателей «Амур», за 9 месяцев 2011 года кредиторская задолженность составила 1,102 млрд рублей».

Иными словами, в момент подачи документов на участие в федеральном конкурсе «Артель» уже имела такие финансовые проблемы, которые ставят под сомнение не только ее способность начать разработку месторождения в ближайшее время, но и вообще возможность доведения проекта до логического финала.

Далее документ гласит: «В соответствии с отчетом о прибылях и убытках за 9 месяцев 2011 года деятельность «Артели» носит убыточный характер, за период с января по сентябрь убыток составил 1,659 млрд рублей». Есть у «Артели» и «непогашенная ссудная задолженность в размере 126 894 373,75 рубля перед Хабаровским филиалом ОАО «Банк Москвы» по кредитному договору. Вышеуказанное свидетельствует о сложном финансовом положении ОАО «Артель старателей «Амур», - говорят в суде.

Как ОАО с такой кредитной историей вообще было допущено к конкурсу на стратегически важный объект для края? Большая загадка. «Агентство федеральных расследований» пишет: «Проект освоения участка предусматривает многомиллиардные инвестиции. Непонятно, за счет каких средств «Артель старателей «Амур» сможет его реализовать».

УЧЕНЫЕ VS ПРОКУРОРЫ

Генеральная прокуратура РФ по поводу деятельности «Артели» направила депутату Госдумы Раисе Кармазиной письмо: «Согласно заключению Минприроды России, технико-экономические предложения ОАО «Артель старателей «Амур» недостаточно обоснованны, не отвечают требованиям полноты извлечения полезных ископаемых и рационального пользования недрами, содержат нарушения требований промышленной безопасности и риски срыва сроков освоения месторождения. Материалы ОАО «ГМК «Норильский никель» характеризуются более высокой степенью проработки технико-экономических предложений и проектных технологических решений».

На странность итогов ставшего скандальным конкурса по разработке «Норильска-1» указывали многие представители органов власти. Не только в Норильске, но и на уровне края. Депутаты Законодательного собрания региона выражали озабоченность: в какие руки попадает крупнейшее никелевое месторождение? Вице-спикер краевого парламента Алексей Клешко поделился с корреспондентом «МК» своими сомнениями: «Что нас в крае тревожит? К сожалению, лица, которые вовлечены в принятие решений на федеральном уровне, демонстрируют такой колониальный тип поведения, который заключается в следующем: мы тут в Москве сидим и знаем, как в колонии все должны быть организовано. Это абсолютно неправильный подход. Так страну как раз разваливают – ее экономику, политическую структуру. «Артель старателей «Амур» ни разу серьезно не заявила о себе в крае. Они не представили общественности свои планы, экономическое состояние, уровень вовлеченности в социальные процессы. Они выскочили, с моей точки зрения, как черт из табакерки. И при этом в компании считают, что им должно быть доверено освоение серьезных ресурсов края, причем в сложных природно-климатических условиях. Такое поведение «нового игрока» не может не настораживать. Нам важно, чтобы федеральные решения принимались с опорой на мнение регионального сообщества – власти, бизнеса, общественности. Иначе широкомасштабные планы будут поставлены под удар».

Председатель Госдумы страны Сергей Нарышкин обратился в Генеральную прокуратуру и Федеральную антимонопольную службу, чтобы ведомства проверили законность подведения итогов конкурса на разработку «Норильска-1». В свою очередь вице-премьер Аркадий Дворкович поручил провести экспертизу Российской академии наук.

Академики выполнили задание за десять дней (сложно представить, как такие объемы информации можно было качественно оценить в столь сжатые сроки). Возможно, в этом и кроются причины результатов. Вместо того чтобы оценивать главные критерии конкурсных заявок (к ним относится объем инвестиций, сроки реализации проекта, социальные гарантии, экология и безопасность), ученые сосредоточились на одном аспекте будущего производства - технологии горных работ и развитии минерально-сырьевой базы. При этом они отдали предпочтение проекту «Артели». В РАН высоко оценили методы артели «Амур» по обогащению руды с использованием азота по получению одного концентрата. Вердикт вызвал недоумение специалистов «Норникеля». Технологию обогащения и применяемое на Норильской обогатительной фабрике (входит в состав «Норникеля») оборудование ученые РАН сочли, к примеру, соответствующей техническому уровню 60-х годов прошлого века. Но при этом явно просмотрели одну деталь - на предприятии давно применяется современная технология гравитационного обогащения. В этом году на модернизацию производства и развитие инфраструктуры в компании потратят около трех миллиардов долларов. Стратегия научно-технического развития компании до 2025 года предусматривает выделение более 35 млрд долларов на модернизацию и внедрение новых технологий.

Как считает замгендиректора по производству ГМК «Норильский никель» Юрий Филиппов, многие анонсируемые конкурентом технологические новшества, по сути, являются лишь лабораторными испытаниями. А некоторые предложения подчас выглядят как компиляция технических разработок «Норникеля» прошлых лет. По словам Филиппова, «Норильский никель» располагает действующим производством с наименьшей себестоимостью в отрасли и уже сегодня реализует программу его дальнейшего совершенствования на базе тех мероприятий, которые «Артель» только предлагает. В целом, по оценке технологов, анализ РАН выглядит поверхностным: «Так, например, аргумент о том, что предложения «Русской платины» лучше, так как предусматривают перевод в балансовые всех забалансовых руд, иначе как профанацией не назовешь. Это не подтвержденные окончательно запасы, гарантировать их постановку на баланс нельзя. Для этого их нужно сначала подтвердить, осуществив большой объем геологоразведочных работ».

ХХХ

За разговорами о технологических новшествах в тень ушел весьма серьезный нюанс, который способен нивелировать эффект от любого ноу-хау. При заходе на Таймыр «Артели» придется начать создание собственной инфраструктуры буквально с нуля. Об этом задумались, вероятно, и в самой «Артели». Так, по сообщению сайта «Известия.ру», «президент ОАО «Группа Альянс» и основной владелец «Русской платины» Муса Бажаев предложил совладельцу «Норникеля» Владимиру Потанину и гендиректору ГМК «Норильский никель» Владимиру Стржалковскому принять участие в разработке спорного месторождения «Норильск-1» на паритетной основе». Об этом «Известиям» сообщили в «Русской платине». В «Норникеле» факт ведения переговоров отрицают, указывая на отсутствие «объекта» договоренности: лицензии на «Норильск-1» у «Русской платины» до сих пор нет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру