Автобус-шоу

Фестиваль-двойник заехал не туда

Одиннадцатый раз начался Канский видеофестиваль. Согласно концепции, мероприятие, на которое ежегодно приезжают столичные мэтры альтернативной культуры, стало трактоваться как «событийный туризм». Такую ветку развития увидели в некогда шутейном фестивале, названием отсылавшим к прообразу (Каннскому кинофестивалю), региональные министерства спорта-туризма и культуры. Под эту идею мероприятие второй год подряд получило новую транспортную логистику. Теперь любой красноярец может приехать на Канский фестиваль бесплатно, в комфортабельных автобусах. Достаточно для того, чтобы у видеофеста появилось новое дыхание?

Фестиваль-двойник заехал не туда
фото: Екатерина Малая

Если кто-то до сих пор ждет пародии на французов типа прохода квази-звезд по имитации красной ковровой дорожки - про это стоит забыть. Арт-директор площадки Андрей Сильверстов сказал: «Мне кажется, слово «издевка», с которой якобы начинался фестиваль в Канске, не совсем правильное. Стеб - да. Определенный тип веселости, бесшабашности. Придумали, сделали круто. От этого есть энергия. Речь не идет о строительстве нью-васюков. Теперь очень важно для видеоавторов попасть к нам. Дух веселости останется на фестивале всегда, иначе не будет смысла. Есть поступательное движение: каждый фестиваль будет делать шажочек вперед, чтобы коммуникации между авторами и зрителями доставляли все больше удовольствия. Это не значит, что у нас появится космос и балет» (Сильверстов, очевидно, намекает на вечные национальные ценности).

Организаторы считают, что Канский фестиваль - не только международный конкурс фильмов, видеоарта и смежных жанров визуального искусства, но площадка для противодействия цензуре и Голливуду.

С точки зрения участников все удалась. Матчасть события укрепил один из крупнейших меценатских фондов страны. Власти, кажется, готовы предоставить альтернативщикам все ресурсы. В этом году на базе местной кинопрокатной конторы разместился целый съемочный павильон. Более 20 курсантов видеокампуса живут в местной общаге. В павильоне они снимают 15 анимированных фильмов на тему сказок народов СССР. Премьеры, впрочем, на фестивале не будет. Не только из-за отсутствия монтировочной техники, но и по концептуальным причинам. Директор фестиваля Павел Лабазов считает: «Ни в Канске, ни в Красноярске нет специалистов, которые могли бы смонтировать фильм. Его покажем на многих площадках, но я не уверен, что это будет показано в Канске».

Фестиваль, базирующийся на «трудовой мозоли» Красноярского края, в промышленном Канске, жителями города воспринимается не так легко, как организаторами. Всякого рода арт-хаус, кино не для всех, хорошо бы прижился там, где есть изрядная прослойка «креативного класса». Ближайшим местом, где представителей этого нового социального (а по мнению некоторых наблюдателей, - весьма эфемерного) типа в избытке, является Красноярск. Почему же фестиваль упорно держится за площадку в городе, где большая часть жителей воспринимает его (не факт «карнавального» действа, а «контент») довольно критично? Например, на премьере в местном ДК прошлогоднего фильма «Звездный ворс» студии НОМ желающих досрочно выйти из зала было предостаточно. В холле одновременно с кинопоказом стартовала выставка страшно-смешной графики Николая Копейкина, где Джоконда оказалась похожа на внесезонную пьяницу. Вероятно, многие жители Канска с большим энтузиазмом посмотрели бы «космос и балет», чем альтернативу. За одиннадцать лет только один из местных - Павел Мечарик - пополнил ряды деятелей альтернативного искусства, став автором арт-ленд-инсталляции. Вдохновившись идеями протеста, смастерил из подручных средств картонный небоскреб, он же кукла-вуду, проколотый внушительными английскими булавками. Изначально Мечарик предполагал сделать вариант традиционной «девушки с веслом». Но концепция поменялась. Проткнутый небоскреб символизирует капиталистические проблемы и будет установлен в центре Канска. Одна из жительниц поделилась наблюдением: меньшая часть Канска фестиваль и его продукты не принимает, большая часть – привыкла и смирилась.

…Арт-хаус хорошо воспринимается там, где решена первичная задача по окультуриванию. А пока в Канск потянулись лишь струйки публики из Красноярска, готовой воспринимать эксперименты. Если целевая аудитория фестиваля находится в 250 километрах, стоит ли по-прежнему «хостить» его в Канске? Ради названия? Организаторы пока уверены, что стоит: они упорно несут веселье, пусть и не по адресу.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру