Тема общественной дискуссии заявлена, что и говорить, не для домохозяек - «Строительство первоочередных объектов окончательной изоляции радиоактивных отходов, включая проектно-изыскательские работы (Красноярский край, Нижне-Канский массив)». Неудивительно, что подавляющее большинство жителей края о новом ядерном соседе не узнало. Приглашение на слушания от имени городской администрации на официальном портале опубликовано аккуратно – едва ли не накануне заседания, 26 июля. Из этой записи следовало, что любой человек может прийти (!), прочитать свод «Оценки воздействия на окружающую среду» (ОВОС) и задать вопросы по поводу строительства радиоактивного объекта.
Фокус в том, что если кто и узнал об этом событии 26 июля, то в понедельник, 30 числа, в ЗАТО Железногорск он бы пробраться не смог. Чтобы получить пропуск в Атомград, надо за месяц обратиться в режимную службу города за колючей проволокой. Поэтому авторы проекта сознались, что пригласили представителей экологических общественных организаций Железногорска и Красноярска, министерства природных ресурсов и экологии края, ученых и специалистов различных организаций.
Поскольку рядовых граждан в этом перечне нет, а время выбрано самое рабочее (понедельник, 14 часов), случайных гостей здесь не ждали. Это подтвердил и глава пресс-службы Горно-химического комбината Борис Рыженков: «Речь идет о подземной исследовательской лаборатории. Окончательное решение будет приниматься после исследования, в конечном итоге это будет хранилище радиоактивных отходов. Во-первых, слушания проводятся в соответствии с требованиями законодательства. Во-вторых, это промежуточный этап оценки воздействия на окружающую среду. Сбор замечаний от общественности - это этап перед подачей документов на госэкспертизу. Все замечания - от организаций и населения - играют роль в дальнейшей судьбе и его экспертной оценки хранилища. Зачем там те, кто не понимает в этой теме вообще ничего! Люди-то какое отношение к этой зоне имеют?».
Понятно, что людям без спецобразования в бумажном талмуде на 200 страниц, представленном в общественной приемной, не разобраться. Его осилили (а может и нет) около 40 человек и организаций. За месяц.
Дело в том, что подготовка к публичным слушаниям тихо началась еще в конце июня. Организатор пригласил желающих через железногорскую газету «Город и горожане» и региональную «Российскую газету» (тираж - 2,2 тыс. экз.). Этого оповещения, по замыслу авторов проекта, должно было хватить на качественные общественные дебаты о новом радиоактивном кладбище. В итоге из 276 участников «добро» на проект дали 179. И только 12 проголосовали против.
179 человек - это 0,00596 процента населения региона. Но 64 процента собравшихся. Одобрительное отношение положило начало строительству в крае нового хранилища ядерных отходов. Пока в виде подземной лаборатории. На этом фоне умаляется даже такой скандальный объект как ферросплавный завод.
Итак, за бортом общественных обсуждений, да и вообще какой-либо информации о будущем хранилище, осталось 99,994 процента населения региона. «НО РАО» словно предлагает поверить успокоительным пассам: «считаем, если мы открыто извещаем общественность о своих намерениях, следовательно, мы и от общественности ожидаем такого же конструктивного подхода к решению вопросов, стоящих не только перед ГХК или госкорпорацией «Росатом», но и перед будущими поколениями. Результаты выполненных исследований были представлены в составе отчета на экспертизу в «Госкомиссию по запасам», где получили высокую оценку по степени изученности». Так выражается директор департамента по основной деятельности «НО РАО» Александр Порсов.
Звучит пафосно, как многие обещания. Но, судя по подходам, рядовых граждан здесь готовы держать в неведении и дальше. Чтобы, не дай бог, не увидели в хранилище угрозу. Сопоставимую, возможно, с Чернобылем. А то и превосходящую.
Яд-завод отвлек от ядерного завоза
Слушания о новой радиоактивной свалке провели на минимальной громкости
На этой неделе Железногорск стал центром публичных слушаний. Закрытый город принял около 270 человек, прибывших для обсуждения экологической безопасности нового хранилища. Автор проекта - «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами» (НО РАО) - постарался, как видится из Красноярска, сделать обсуждение максимально безопасным и комфортным. И малолюдным.