Таймыр может стать зоной риска

На север Красноярского края заходит сомнительный игрок

Краевые депутаты озаботились разработкой региональных недр. Причиной послужили озвученные несколько дней назад результаты конкурса на право разработки участка на севере Красноярского края. На конкурс, объявленный Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра), поступили две заявки - от ГМК «Норильский никель» и Группы компаний «Русская платина». «Норникель», готовый вложить в проект по разработке недр и строительству горно-обогатительного комбината «Норильск-1» 47,6 миллиарда рублей (а всего - более 150 миллиардов рублей в ближайшие 57 лет), проиграл. Право разработки месторождения досталось дочернему предприятию «Русской платины» - артели старателей «Амур». Их инвестиционные обещания - около 2,5 млрд долларов. Многие эксперты с сомнением отнеслись к возможностям «артельщиков» качественно и в срок освоить месторождение. Причем аргументы наблюдателей выглядят весьма убедительно. Все это вызывает опасения, учитывая, что Норильский промрайон остается основным налогоплательщиком края.

На север Красноярского края заходит сомнительный игрок
Владимир Демидов и Алексей Клешко опасаются странных товарищей.

Главные претензии к артели – отсутствие профессионального опыта работы с такими металлами, как никель и медь (главные компоненты месторождения «Норильск-1»), технологической базы, транспортной и социальной инфраструктуры, кадров и политического ресурса для координации действий с краевыми властями. В Красноярском крае «Русская платина», как известно, новичок.

Но обо всем по порядку.

ГК «Русская платина» добычей никеля и меди до сих пор не занималась. Основной вид деятельности артели «Амур» - золотодобыча в Хабаровском крае. Среди интересов владельца группы компаний Мусы Бажаева журнал «Форбс» отмечает нефть и золото. Но никак не никель и медь. В то время как месторождение «Норильск-1», считают геологи, содержит существенные запасы именно этих «непрофильных» для артели руд. Ситуацию может усугублять и то, что руды здесь относительно бедные, поэтому себестоимость их разработки достаточно высокая, считает аналитик швейцарского банка UBS Кирилл Чуйко.

К слову, «Платина» уже вроде как присутствует на территории края. Ключевое слово здесь «вроде». Как пишет информационное агентство «Прайм», хотя Черногорское месторождение, которое взялась разрабатывать «Платина», и является перспективным, дело до добычи пока так и не дошло. Что это может означать? Как минимум то, что у группы компаний нет в крае ни инфраструктуры (транспортной и социальной), ни производственной базы. Все, конечно, можно построить, но тогда возникает вопрос цены проекта. Сможет ли артель за 75 месяцев в условиях Крайнего севера запустить проект, построить горно-обогатительный комбинат?

Эксперты в этом не уверены. Есть, конечно, вариант обратиться за помощью к «Норникелю», на плечах которого держится, по сути, весь север края. Вот только согласится ли на взаимодействие бывший соперник по конкурсу? Есть сомнения. «Вся действующая инфраструктура на Таймыре принадлежит «Норникелю», поэтому «Русской платине» нужно фактически построить свой «город», а это потребует колоссальных инвестиций. Придется обращаться за помощью к какой-то более опытной компании», - уверен аналитик инвестиционной компании «Брокеркредитсервис» Олег Петраковский. А с учетом дефицита квалифицированных кадров в Норильске, уточняет аналитик, договориться сторонам будет непросто.

Что касается построения отношений с политэлитой, то здесь еще на подходе артели к краю возникли трения.

ХХХ

Депутаты регионального Заксобрания увидели в новом хозяйственнике на Таймыре настоящую угрозу. Они считают, что артель может не справиться с проектом. Тогда край потеряет потенциальные налоговые поступления в бюджет. Уверенности в том, что артель будет стремиться к социальному развитию территории, депутаты тоже не выразили. Парламентарий Владимир Демидов просто поставил все на свои места: «У них ничего нет! Они должны заново все начать. И чтобы освоить это месторождение, им нужно 13 лет! Только через 13 лет они получат металл, продадут его, получат прибыль и заплатят налог. Только через 13 лет!»

Еще жестче оценил ситуацию вице-спикер Алексей Клешко: «Я, например, опасаюсь появления на территории края странных товарищей, который хотят «куш сорвать», а никакой ответственности перед нами не нести!»

Эти страхи разделил другой вице-спикер - Валерий Семенов. «В Норильск заходит непонятная для нас компания. Может получиться вариант, как с «ЧЕК.СУ», когда мы, по сути, опоздали и получили ситуацию с ферросплавным заводом, - как никогда самокритично высказался Валерий Семенов. - За «Норильским никелем» - Крайний север, безопасность, налоговые отчисления, социальная политика, экономическое состояние Красноярского края».

«Мы этот промышленный район всегда охраняли как зеницу ока, там не может быть случайных людей вообще, а случайных производителей тем более. Речь идет не просто о налогах, речь идет о безопасности людей, которые там живут. Если что-то пойдет не так - не расхлебаем… Поэтому озабоченность должна быть, мы должны отреагировать», - высказался депутат Валерий Сергиенко.

На последней сессии ЗС депутаты приняли решение подготовить обращение к президенту РФ - с просьбой разобраться в ситуации вокруг месторождения «Норильск-1» и оценить проведенные конкурсы с точки зрения интересов жителей России и Красноярского края. Не исключено, что совместное письмо подпишут губернатор Лев Кузнецов и председатель ЗС Александр Усс.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру