Несистемная позиция

Нардепы демонстрируют выборочную придирчивость

На сессии Законодательного собрания края случился скандал. Депутаты не пустили в кресло гендиректора крупнейшего дорожного предприятия региона креатуру министерства транспорта. Ситуация редкая, обычно парламентарии даже после публичных допросов с пристрастием голосуют за кадровые предложения правительства. Этому не мешает не только отсутствие профильного образования (как, например, в случае с министром экономики и регионального развития Анатолием Цыкаловым), но и старые скандалы и проблемы, связанные с предыдущей деятельностью кандидатов (достаточно вспомнить экс-министров Андрея Вольфа, Захара Титова и пока еще вице-премьера Михаила Кузичева). И вдруг из-за поста руководителя госпредприятия (не министра) случилась настоящая дискуссионная война. Что стало причиной хлещущих через край эмоций?

Нардепы демонстрируют выборочную придирчивость

И.о. гендиректора КрайДЭО (Дорожно-эксплуатационного управления) Наиль Минахметов, конечно, пытался защищаться. Он, мол, действительно сменил за 20 лет около двух десятков мест работы, но на то была причина - экономическая ситуация в стране. И то, что он не красноярец, а кемеровчанин, неудивительно - в крае много выходцев из других регионов, и ничего, справляются. В конце концов, ценза оседлости для занимания госдолжностей в крае не введено. Претензии к тому, что он, Наиль Минахметов, - ставленник экс-министра Захара Титова, - тоже скорее из сферы эмоций. Кто из министров не подбирает на топ-посты курируемых предприятий «своих» людей? Наверное, есть исключения, но это старое правило: брать тех, кто проверен совместной работой. Другое дело, что за ушедшим со скандалом Титовым тянется неприятный след. Например, кадровые чистки в дорожной отрасли. В частности, «титовской метлой» «вычищен» из госпредприятия КрУДор нынешний депутат ЗС и экс-руководитель предприятия Сергей Зяблов. Он, кажется, выступал на сессии категоричнее всех, словно забыв, что еще полтора года назад был в центре многочисленных скандалов. В частности, краевое УФАС «приговорило» его к взысканию 1,2 млрд рублей. Именно такую сумму Сергей Зяблов, по версии антимонопольного органа, задолжал государству за нарушения госконтрактов на строительство объектов инфраструктуры.

Более рациональные обвинения касались главным образом экономической деятельности КрайДЭО за последние полгода (именно такой срок Минахметов руководит управлением). В вину исполняющему обязанности поставлено то, что предприятие закупало товары и услуги по завышенным ценам. Депутат Владимир Седов расспросил, как ведутся закупки горюче-смазочных материалов. Представлявший кандидатуру Минахметова министр транспорта Сергей Еремин ответил: были, дескать, в КрайДЭО закупки «точечные», а теперь все строго по конкурсу. Однако с конкурсами на предприятии не все ладно. Например, за три месяца этого года все закупалось у «единственного источника». Торгов как конкурентных состязаний за наименьшую цену между поставщиками не было. По конкурсу предприятие пыталось закупить битум, мазут, а также некий автотранспорт. Но желающих предложить столь распространенный товар, если верить протоколам конкурсной комиссии КрайДЭО, не нашлось. И ГСМ, и автотранспорт, как рекомендовано комиссией, будут закупаться у единственного поставщика – то есть без конкурсов и торгов. Хотя это очень странно, ведь годовая программа закупок сулит коммерсантам-поставщикам немалые прибыли. Например, за 283 тысячи 290 литров бензина АИ-80 и -92 госпредприятие готово отдать 29 млн 539 тысяч рублей. Иначе говоря, 104 рубля за литр.

ХХХ

Вероятно, в том, что 24 депутата из 49 не видят Минахметова у руля госпредприятия, польза есть. Но мотивом для дискуссии, похоже, стало не желание навести порядок в управлении госсобственностью, а личные глубокие обиды. Иначе вопросы и выводы депутатов были бы иными.

Например, нардепы могли бы попросить Еремина показать те механизмы, которые позволяют объективно расценивать и контролировать работу госпредприятий. Пока, несмотря на многочисленные проверяющие структуры, госорганизации проходят через редкое сито проверок без каких-либо последствий. Отсюда - истории с коррупционным душком.

Буквально две недели назад на профильном комитете по природопользованию министр природных ресурсов и лесного комплекса края Елена Вавилова ходатайствовала о ликвидации своего «подшефного» госучреждения «Красноярское управление лесами» («Красноярсклес»). Она привела результаты проверки управления краевой прокуратурой: с 2010 года систематически нарушаются права работников на получение зарплаты, задолженность по ней достигала 30 млн рублей. Экс-руководитель «Красноярсклеса» Максим Горный не только дисквалифицирован, но осужден за присвоение 16,5 млн рублей к 3,5 года лишения свободы со штрафом 300 тысяч рублей. Согласно данным отчета о деятельности за 2011 год, общий размер кредиторской задолженности составил более 581 млн рублей…

Месяц назад красноярские депутаты согласовали кандидатуру Андрея Августиновича на должность руководителя еще одного «громкого» госпредприятия - «Центра транспортной логистики» (ЦТЛ), уставный фонд которого составляет 4 млрд рублей. Эта структура при небольшом штате сотрудников ведает почти всеми региональными проектами по развитию энерго-, авиа-, железнодорожного и речтранспорта. Предприятие владеет достаточно крупными активами. Это ООО «Аэропорт Емельяново», ОАО «Пассажирречтранс» (оператор пассажирских перевозок по Енисею), ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» (КРЭК обслуживает электросети в регионе), 49 % акций ОАО «Краспригород» (пригородные ж/д перевозки). При этом депутаты усомнились в эффективности инвестиций в ЦТЛ и признались, что не в состоянии проконтролировать их. В отношении прежнего директора ЦТЛ Константина Штоббе были возбуждены уголовные дела, он получил условный срок, но взыскать с него почти пять миллионов рублей невозможно – у преступника нет имущества. Против бывшего гендиректора входящего в «холдинг» ЦТЛ ОАО «Краспригород» Александра Мишуры и его подчиненной возбуждено уголовное дело о хищении полутора миллионов рублей.

ХХХ

История управления госпредприятиями в крае показывает: дело не в отдельных персонажах-руководителях, а в отсутствии системы контроля над госсферой. «МК» в региональном минфине сообщили, что за последние два года служба финансово-экономического контроля не проверила КрайДЭО ни разу.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру