Хотя за предыдущие четыре созыва в Законодательном собрании случалось немало драматических событий или назревало конфликтов, атмосфера в многолюдном фойе перед Большим залом по эмоциям напоминала скорее встречу ветеранов – прошлые и нынешние народные избранники тепло жали друг другу руки, обнимались, живо беседовали, смеялись чему-то своему. Как рассказал журналистам перед официальной частью председатель краевого парламента Александр Усс, за минувшие 20 лет депутатство в крае стало профессией. «У нас есть значительное число парламентариев, которые избираются с высокими результатами по четыре раза. А Всеволод Николаевич Севастьянов - депутат-старейшина - уже пять раз был избран в Законодательное собрание», - отметил спикер и выразил надежду, что красноярцы своим выбором могут гордиться. «Наше собрание можно назвать по-настоящему региональным парламентом. По интенсивности законотворческой деятельности, по качеству работы он без прикрас является лучшим парламентом в России, - продолжил Александр Викторович. - Целый ряд положений нашего законодательства, например, касающихся бюджета, лежат в основе федеральных законов».
Как выяснилось, подобных оценок - причем аргументированных - придерживаются многие. Например, новый сенатор от Красноярского края Валерий Семенов назвал Законодательное собрание «наиболее эффективным, профессиональным и востребованным органом государственной власти края».
Первый замгубернатора Сергей Пономаренко подтвердил, что планка требований к исполнительной власти, уже начиная с первого созыва регионального парламента (1994-1997 гг.), была поднята очень высоко. «С этого созыва мы стали использовать новую форму взаимодействия, которой (я специально уточнял) нет нигде в Сибирском федеральном округе – регулярные ежегодные отчеты членов правительства края перед собранием. Это непростое дело», - поведал Пономаренко собравшимся и добавил, что трибуна ЗС – прекрасная возможность в критической атмосфере оценить результаты труда. «И чем выше был уровень требований, тем более качественные решения принимались в итоге», - заключил замгубернатора.
Анатолий Ромашов, который на протяжении 14 лет оставался заместителем председателя Законодательного собрания, а ныне возглавляет Экспертный общественный совет при краевом парламенте, особо выделил экспертно-правовое управление, уверив, что по эффективности работы оно превосходит даже ЗС Санкт-Петербурга, несмотря на традиционно сильную юридическую школу северной столицы. «Перед любой войной надо думать о том, что она когда-то кончится, - добавил Ромашов. - В Законодательном собрании родилась прекрасная традиция - сначала договориться, потом голосовать. Так, все острые вопросы сначала прорабатываются на комитетах, на сессию выносится уже документ с одним-двумя непринципиальными противоречиями. Эту традицию нужно сохранить».
Даже экс-губернатор края, ныне весьма оппозиционно настроенный депутат Госдумы Валерий Зубов признал, что регион в плане законодательного понимания госуправления «смотрится очень и очень достойно». «Главный результат работы - он за пределами этого здания, там, на улице, - заявил Зубов. – Фактически мы сегодня живем в другом крае». Вместе с тем федеральный депутат призвал не расслабляться: «В свое время Красноярский край первым зафиксировал экономический подъем - в 1995 году. Сегодняшний спад в экономике еще только намечается, но уже нужно думать, как его перехватить».
ХХХ
«Перехватывать» депутатам не впервой. Первому созыву пришлось выполнять, в сущности, фундаментальную задачу - заново формировать законодательную базу Красноярского края, регулирующую все сферы жизни, от госуправления и бюджетного устройства до экономики и социальной защиты. При этом обстановка была, мягко говоря, напряженная: Норильск вместе с никелевым комбинатом пытались вывести из края в тогда еще отделенный Таймыр, на Красноярскую железную дорогу покушалась Иркутская область, острейший кризис переживал КАТЭК, жители края месяцами сидели без зарплаты. В этих условиях парламентарии смогли не только заложить правовые основы, удержать экономику и сконструировать систему социальной защиты, но и создать большой запас прочности для следующего созыва.
«Хорошо помню свое избрание спикером, которое продолжалось трое суток с переменным успехом, - вспоминает Александр Усс. - Когда оно все же состоялось, нам сообща удалось сделать главное - наладить рабочую атмосферу». Видимо, именно эта атмосфера помогла следующему созыву (1997-2001 гг.) принять десятки краевых целевых социальных программ, несмотря на жесткое противостояние с губернатором Александром Лебедем и его командой. В это же время краевые депутаты разработали и ввели в практику новый инструмент, усиливающий роль парламента, – согласование руководящих постов в правительстве, в топ-менеджменте госпредприятий, в региональной энергетической комиссии. И хотя в последние годы отклонений кандидатур практически не происходило, сам инструмент существует и может быть в случае необходимости задействован».
«Огромная роль Законодательного собрания заключалась в том, что мы к работе подходили творчески, - поделился с коллегами депутат многих созывов Юрий Абакумов. - Мы постепенно шли от противостояния с исполнительной властью к созиданию».
Сейчас местный политический ландшафт, по мнению председателя парламента, отличает разумный баланс двух ветвей власти. «Законодательное собрание никогда не было придатком, еще одним юридическим департаментом власти исполнительной, - отметил Усс. - Но и никогда не стремилось к самостийности, не пыталось из политических или иных соображений искусственно создавать водоразделы, а тем более разжигать конфликты».
ХХХ
Третьему созыву ЗС (2001-2007 гг.) нужно было решить не менее фундаментальную задачу, чем первому – обеспечить законодательную базу для исторического объединения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии в единый субъект федерации. «Серьезная научная основа и новаторские подходы, использованные при подготовке этих базовых документов, заслужили высокую оценку в федеральных органах власти и предопределили их использование в качестве модельных», - рассказал Александр Усс.
За девять лет, прошедших со времени слияния трех регионов, свое мнение об этом переменили даже былые противники. «Мне очень сложно было принимать решение на том референдуме, в том смысле, что мы долгие годы добивались самостийности и определенное время в ней пожили, - вспоминает депутат краевого парламента Валерий Вэнго, в прошлом - зампредседателя Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. – Но спустя годы я понимаю, что период нашей самостийности стал той площадкой, благодаря которой после объединения руководству края удалось гармонично, быстро и безболезненно соединить территорию». Вместе с тем депутат заострил внимание: на севере осталось много нерешенных проблем, в том числе политических. Впрочем, как в свою очередь отмечал Анатолий Ромашов, работа по присоединению проведена «колоссальная, и она продолжается до сих пор».
На качество парламентской работы тектонические кадровые сдвиги, очевидно, не повлияли. Во всяком случае, первый созыв ЗС уже объединенного края (2007-2011 гг.) встретил финансовый кризис 2008 года во всеоружии. Александр Усс вспоминает: сессии созывались еженедельно, работали в режиме аврала. «Нам пришлось радикально пересматривать законодательство, касающееся бюджетных расходов. И в один день, 18 декабря, было принято рекордное количество краевых законов - 51!» - рассказал спикер, отметив, что на качестве законопроектов это не отразилось.
Перед нынешним созывом стоят уже несколько иные задачи. «Теперь, когда в крае сформирована полноценная нормативная система, законотворческая деятельность становится все более детализирующей и поправочной. А это значит, что у нас появляется больше возможностей для того, чтобы сосредоточиться на выполнении другой важной функции - контрольной», - поделился Александр Усс.
ХХХ
18 апреля в адрес краевого парламента прозвучало немало теплых слов. Например, мэр Красноярска Эдхам Акбулатов назвал Законодательное собрание образцовым и вспомнил «принципиальный и жесткий» подход депутатов. Председатель красноярского горсовета Валерий Ревкуц сравнил деятельность регионального парламента с лакмусовой бумажкой, по которой проверяется эффективность любой политики для всей России. Некоторые слова были произнесены дистанционно, как, например, поздравление от премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, который назвал инициативы ЗС «залогом поступательного развития страны».
Тут действительно есть что вспомнить. Принят обширный блок законов о льготах для ветеранов, о защите прав ребенка и поддержке семей, имеющих детей, о социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг. В числе первых в России краевые парламентарии приняли решение об учреждении должностей уполномоченных по правам ребенка и по правам коренных малочисленных народов. «Если проанализировать структуру депутатских инициатив, среди них отчетливо выделяются решения социальной направленности, - отметил в выступлении Усс. – Оно и понятно. Депутат избирается народом. А потому и выступает в роли его защитника, своего рода социального адвоката населения».
Александр Викторович отметил, что за двадцать лет Законодательное собрание выработало свою систему ценностей: преемственность и уважение исторического наследия, самостоятельность и баланс ветвей краевой власти, высокий профессионализм и социальную ориентированность в законотворческой деятельности. И, наконец, культуру политических дискуссий и способность в условиях многопартийности консолидировать общество. «Сбалансированная система государственного управления - наше важнейшее приобретение, - уверен Александр Усс. - Она требует постоянного внимания, известного такта и политической культуры. Надеюсь, что и нынешнему и будущим депутатским составам этот тонкий инструмент удастся сберечь, и использовать его только во благо».