Уроженец Иркутска, известный пианист Денис Мацуев уже с 2003 года находит время, чтобы провести в родном городе Международный фестиваль классической музыки «Звезды на Байкале», прозванный на Западе «Сибирским Зальцбургом». На эти концерты поклонники классической музыки съезжаются со всего мира. «В других российских городах знают три-четыре громких имени в классической музыке, - говорит артист, - а иркутяне на каждом фестивале открывают для себя большое количество новых звезд».
Красноярск числится в том самом незавидном списке «других российских городов». Кроме Хворостовского большинство наших горожан никого и не знают. Артист приезжает примерно раз в год. В минкультуре края твердят: мол, для звезды такого масштаба это уже широкий жест. Ну да. Прежде, помнится, вообще к нам не заглядывал. Директор школы, где училась будущая звезда, как-то в разговоре с «МК» обронила, что Хворостовский и бровью не повел на просьбу школы принять в ее судьбе какое-нибудь участие. Речь шла то ли о визите, то ли о комментарии для местной газеты. Историю эту все постарались забыть, зарубив на носу, что Хворостовский - птица важная. Правда, в том же минкультуры, чувствуется, и не сильно-то хотят, чтобы он залетал к нам чаще, замечая, что такие визиты обходятся бюджету края в копеечку. Видно, не скромничает земляк с гонорарами.
Новосибирцам повезло больше. Репин находит в своем звездном графике время, чтобы давать в малых городах области благотворительно-просветительские концерты. «Гонорары у нас сопоставимы с гонорарами других фестивалей. Никто здесь не пытается что-то заполучить», - говорит скрипач.
«Я внимательно слежу за тем, чтобы на концерты попадали учителя, врачи, работники культуры, творческая интеллигенция, - в свою очередь замечает Мацуев. - И делаю все возможное, чтобы концертов было как можно больше». Принципиальная позиция пианиста - максимальная стоимость билета для иркутян не должна превышать 2,5 тысячи рублей.
На фестивалях есть место и для благотворительности. На деньги, вырученные от продажи предметов искусства, юные музыканты Иркутской области получили инструменты или возможность стажировки.
Справедливости ради надо сказать, что в Красноярск время от времени все же заглядывают звезды классики мирового масштаба. Вот только билеты, со слов руководства филармонии, расходятся очень вяло. Такая проблема характерна и для Новосибирска. «В нашей стране существует некий канон престижности, - говорит художественный руководитель Новосибирской государственной филармонии Владимир Калужский. – Люди готовы потратить кучу денег, чтобы завтра сказать, что они ходили на Хворостовского. Тогда как в цивилизованном мире, странах западной Европы, Америке посещение филармонии является не просто признаком хорошего тона, а необходимостью. Вкусы формируют СМИ, поэтому Хворостовского знают все. А вот на концерт Бородиной (Ольга Бородина – оперная певица Мариинского театра, народная артистка России, лауреат Государственной премии России и премии Грэмми, востребованная на сценах «Метрополитен-опера», «Ковент-Гарден», оперы Сан-Франциско, «Ла Скала» - «МК»), которая сегодня будет у нас петь, мы продавали билеты с трудом».
Другой вопрос, что в области есть большая заинтересованность – и у власти, и у представителей искусства - устранить эту брешь в культурном сознании публики. Поэтому мировые знаменитости, подобно Кенту Нагано, готовы тратить на выступление в Новосибирске свой единственный выходной день в плотнейшем гастрольном графике.
На взгляд Владимира Михайловича, звезды неохотно заглядывают в Красноярск еще и по «профессиональным вещам», к примеру, таким, как качество оркестра, с которым приходится взаимодействовать. «Хочется играть с хорошим оркестром, - говорит Калужский. - Симфонический новосибирский отвечает этим потребностям. А красноярский, хоть и существует не один десяток лет, к сожалению, не обладает завидными данными».
- Сколько времени необходимо Красноярью, чтобы подтянуться до уровня Новосибирска?
- Есть старый анекдот. Человек привез из Англии семена и посеял возле дома газон, косил-косил его, а трава все росла неровно. И ему объяснили: секрет в том, что англичане выкашивают свой газон уже триста лет… Чтобы Красноярску догнать или перегнать Новосибирск, ему надо прожить определенное время. Сделать так, чтобы симфонический оркестр мог формироваться по принципу - самые лучшие играют у нас. Надо, чтобы в красноярском институте искусств работали такие преподаватели и приходили такие абитуриенты, которые могли бы поднять этот уровень. В Новосибирск сегодня едут абитуриенты со всего пространства СНГ, потому что знают: здесь хорошо учат и здесь есть концертная жизнь. У нас всегда были талантливые инициативные люди и в оперном театре, и в симфоническом оркестре. Красноярским музыкантам, которых я очень уважаю, желаю терпения и целеустремленности. Все в Красноярске будет. Лет через пятнадцать, наверное. Есть же у вас замечательный ансамбль танца Сибири. А у нас такого нет и не может быть - не было соответствующей сильной школы.
Понятно, что даже если бы наши звездные земляки - тот же Хворостовский или знаменитый скрипач, народный артист СССР, профессор Кельнской Высшей школы музыки Виктор Третьяков - спускались на красноярскую землю чаще, устраивали именные фестивали и делали прочие «культурные жесты», они сыграли бы важную роль. Подобного не случилось. Но только ли их это недоработка?
Комментируя успех своих фестивалей, и Мацуев и Репин говорят, что руководство их регионов относится к окультуриванию граждан с пониманием. По поводу строительства в Иркутске современного концертного зала классической музыки Мацуев обмолвился: «Мы с губернатором «будоражим» этот вопрос много времени. Надеюсь, в самом ближайшем будущем в городе появится зал».
В этой фразе важен не временной аспект, а «мы»…