Занавес культурной провинции

Красноярский край не привлекает звёзд мирового масштаба

 Регулярно читаю в федеральных изданиях материалы о том, что к нашим соседям по Сибирскому округу кто-нибудь да наведывается из мировых культурных персон. Недавно «Известия» рассказали о музыкальном Транссибирском фестивале, который впервые прошел в Новосибирске. Событие привело в город Кента Нагано, Валерия Гергиева, Светлану Захарову, Йохана Кобборга... Художником и лицом фестиваля стал скрипач с мировым именем Вадим Репин, родившийся и выросший в Новосибирске. Артист признался: подготовка праздника классической музыки заняла семьдесят процентов его времени, но, несмотря на плотный график, он не мог допустить, чтобы родной город отстал по части ярких фестивалей от Казани, Перми или Иркутска.

Красноярск в этой связи никогда не упоминается. И тут я поняла: накипело…

Красноярский край не привлекает звёзд мирового масштаба
Фото: www.newslab.ru

 Уроженец Иркутска, известный пианист Денис Мацуев уже с 2003 года находит время, чтобы провести в родном городе Международный фестиваль классической музыки «Звезды на Байкале», прозванный на Западе «Сибирским Зальцбургом». На эти концерты поклонники классической музыки съезжаются со всего мира. «В других российских городах знают три-четыре громких имени в классической музыке, - говорит артист, - а иркутяне на каждом фестивале открывают для себя большое количество новых звезд».

Красноярск числится в том самом незавидном списке «других российских городов». Кроме Хворостовского большинство наших горожан никого и не знают. Артист приезжает примерно раз в год. В минкультуре края твердят: мол, для звезды такого масштаба это уже широкий жест. Ну да. Прежде, помнится, вообще к нам не заглядывал. Директор школы, где училась будущая звезда, как-то в разговоре с «МК» обронила, что Хворостовский и бровью не повел на просьбу школы принять в ее судьбе какое-нибудь участие. Речь шла то ли о визите, то ли о комментарии для местной газеты. Историю эту все постарались забыть, зарубив на носу, что Хворостовский - птица важная. Правда, в том же минкультуры, чувствуется, и не сильно-то хотят, чтобы он залетал к нам чаще, замечая, что такие визиты обходятся бюджету края в копеечку. Видно, не скромничает земляк с гонорарами.

Новосибирцам повезло больше. Репин находит в своем звездном графике время, чтобы давать в малых городах области благотворительно-просветительские концерты. «Гонорары у нас сопоставимы с гонорарами других фестивалей. Никто здесь не пытается что-то заполучить», - говорит скрипач.

«Я внимательно слежу за тем, чтобы на концерты попадали учителя, врачи, работники культуры, творческая интеллигенция, - в свою очередь замечает Мацуев. - И делаю все возможное, чтобы концертов было как можно больше». Принципиальная позиция пианиста - максимальная стоимость билета для иркутян не должна превышать 2,5 тысячи рублей.

На фестивалях есть место и для благотворительности. На деньги, вырученные от продажи предметов искусства, юные музыканты Иркутской области получили инструменты или возможность стажировки.

Справедливости ради надо сказать, что в Красноярск время от времени все же заглядывают звезды классики мирового масштаба. Вот только билеты, со слов руководства филармонии, расходятся очень вяло. Такая проблема характерна и для Новосибирска. «В нашей стране существует некий канон престижности, - говорит художественный руководитель Новосибирской государственной филармонии Владимир Калужский. – Люди готовы потратить кучу денег, чтобы завтра сказать, что они ходили на Хворостовского. Тогда как в цивилизованном мире, странах западной Европы, Америке посещение филармонии является не просто признаком хорошего тона, а необходимостью. Вкусы формируют СМИ, поэтому Хворостовского знают все. А вот на концерт Бородиной (Ольга Бородина – оперная певица Мариинского театра, народная артистка России, лауреат Государственной премии России и премии Грэмми, востребованная на сценах «Метрополитен-опера», «Ковент-Гарден», оперы Сан-Франциско, «Ла Скала» - «МК»), которая сегодня будет у нас петь, мы продавали билеты с трудом».

Другой вопрос, что в области есть большая заинтересованность – и у власти, и у представителей искусства - устранить эту брешь в культурном сознании публики. Поэтому мировые знаменитости, подобно Кенту Нагано, готовы тратить на выступление в Новосибирске свой единственный выходной день в плотнейшем гастрольном графике.

На взгляд Владимира Михайловича, звезды неохотно заглядывают в Красноярск еще и по «профессиональным вещам», к примеру, таким, как качество оркестра, с которым приходится взаимодействовать. «Хочется играть с хорошим оркестром, - говорит Калужский. - Симфонический новосибирский отвечает этим потребностям. А красноярский, хоть и существует не один десяток лет, к сожалению, не обладает завидными данными».

- Сколько времени необходимо Красноярью, чтобы подтянуться до уровня Новосибирска?

- Есть старый анекдот. Человек привез из Англии семена и посеял возле дома газон, косил-косил его, а трава все росла неровно. И ему объяснили: секрет в том, что англичане выкашивают свой газон уже триста лет… Чтобы Красноярску догнать или перегнать Новосибирск, ему надо прожить определенное время. Сделать так, чтобы симфонический оркестр мог формироваться по принципу - самые лучшие играют у нас. Надо, чтобы в красноярском институте искусств работали такие преподаватели и приходили такие абитуриенты, которые могли бы поднять этот уровень. В Новосибирск сегодня едут абитуриенты со всего пространства СНГ, потому что знают: здесь хорошо учат и здесь есть концертная жизнь. У нас всегда были талантливые инициативные люди и в оперном театре, и в симфоническом оркестре. Красноярским музыкантам, которых я очень уважаю, желаю терпения и целеустремленности. Все в Красноярске будет. Лет через пятнадцать, наверное. Есть же у вас замечательный ансамбль танца Сибири. А у нас такого нет и не может быть - не было соответствующей сильной школы.

Понятно, что даже если бы наши звездные земляки - тот же Хворостовский или знаменитый скрипач, народный артист СССР, профессор Кельнской Высшей школы музыки Виктор Третьяков - спускались на красноярскую землю чаще, устраивали именные фестивали и делали прочие «культурные жесты», они сыграли бы важную роль. Подобного не случилось. Но только ли их это недоработка?

Комментируя успех своих фестивалей, и Мацуев и Репин говорят, что руководство их регионов относится к окультуриванию граждан с пониманием. По поводу строительства в Иркутске современного концертного зала классической музыки Мацуев обмолвился: «Мы с губернатором «будоражим» этот вопрос много времени. Надеюсь, в самом ближайшем будущем в городе появится зал».

В этой фразе важен не временной аспект, а «мы»…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 9 апреля 2014

Заголовок в газете: Красноярский занавес

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру