«Емельяново» дадут новую жизнь

В правительстве Красноярского края ждут нашествия инвесторов

 Развитие аэропорта «Емельяново», похоже, переходит в реальное русло. Дебаты относительно того, кто, как и, главное, за чей счет вдохнет новую жизнь в устаревшее портовое оборудование, вроде бы выходят на финишную прямую. В том, что нынешнее здание аэровокзала не выдерживает никакой критики и напоминает скорее не комфортное помещение для многочисленных авиапутешественников, а временный загон для небольшой компании, уже никто не сомневается.

В правительстве Красноярского края ждут нашествия инвесторов
Интерьер будущего здания аэропорта.

История в деталях

Хочется напомнить, что строительство красноярского порта началось в далеком 1970 году, и только спустя десять лет его ввели в эксплуатацию. Сегодня услугами аэропорта пользуются около трех десятков ведущих российских и зарубежных авиакомпаний, таких как «Аэрофлот», ГТК «Россия», «Трансаэро», «Nordstar», «Nordwind», «ЮТэйр», «S7», НАК «Узбекистон Хаво Йуллари», «Somon Air», «AirBridgeCargo», «Lufthansa Cargo». Пассажирские рейсы выполняются по 72 направлениям, из них 45 внутренних и 27 международных. Но воздушные ворота края давно морально и физически устарели. В региональном правительстве проблему осознают в полной мере. Поэтому еще четыре года назад чиновники задумались над тотальной модернизацией. И сейчас, вплоть до 29 апреля, ждут конкретных предложений от инвесторов.

Лишь недавно проект приобрел четкий проектный и хронологический абрис. По планам, которые озвучил глава краевого правительства Виктор Томенко, новый аэропорт надо построить до 2030 года. При этом долговременный процесс будет разбит на две части. «На первом этапе, в ближайшие три - три с половиной года, нужно построить новый пассажирский терминал, - говорит Томенко. - Одновременно следует заняться развитием и приведением в порядок всей инженерной инфраструктуры, имеющейся в аэропорту. Второй этап, который наступит за горизонтом 2020 года, подразумевает дальнейшее развитие пассажирского терминала, всей инженерной инфраструктуры, плоскостных сооружений».

Логика денег

Виктор Томенко назвал финансовые параметры инвестиционного проекта, в формате которого и предстоит реализовать программу технического перевооружения красноярской воздушной гавани. Первый этап обойдется частному капиталу ориентировочно в восемь миллирдов рублей, второй – в девять млрд.

В том, что проект потребует денег именно в виде прямых инвестиций, сомнений нет. Несмотря на острые дебаты в краевом парламенте, где звучали идеи финансировать «стройку века» на средства городского бюджета Красноярска или в формате так называемого народного IPO (продажи акций рядовым жителям края), последняя надежда на бюджет или сбережения граждан рухнула. Краевая казна сегодня сформирована с учетом многомиллиардного дефицита, а граждане, учитывая нестабильность экономической ситуации, вряд ли станут серьезным подспорьем для крупномасштабных планов. Надежды на местные авиапредприятия тоже, похоже, не осталось. Томенко говорит: «Посмотрев основные параметры, которые предъявляют сегодня банки, понимаем, что по схеме кредитования нашими предприятиями, которые ведут деятельность в «Емельяново», мы просто таких средств не привлечем. Поэтому и объявили о сборе предложений от сторонних инвесторов».

Год назад депутат Госдумы от Красноярского края Валерий Зубов так комментировал историю аэропорта «Емельяново»: «При мне, когда я был губернатором (в 1993-1998 годах), на аэропорт не было денег ни у федералов, ни у края, ни у частников. Тогда резко снизился пассажиропоток, многие рейсы внутри края были закрыты. Сегодня ситуация другая, и должна быть новая конфигурация… Строить надо новый аэровокзал хотя бы потому, что старый – холодный и не оснащенный должным образом в виде удобств, зала ожидания. И строить надо на заемные средства, но никак не на бюджетные».

План на шестнадцатилетие

Похоже, такой же экономической логикой руководствовались и нынешние чиновники и депутаты ЗС края. В начале года была создана рабочая группа, которая подготовила условия конкурса. А также обозначила критерии отбора инвестора для модернизации инфраструктуры аэропорта «Емельяново». Такое решение было принято 30 января в ходе заседания очередной сессии краевого парламента. К числу полномочий группы отнесли и функцию контроля над проведением «кастинга инвесторов» в интересах жителей региона.

Вице-спикер Законодательного собрания, член рабочей группы по аэропорту Валерий Семенов: «Выстроить все объекты за счет собственных средств края, как предлагали некоторые «горячие головы», сегодня неподъемно. У нас много других задач: социальных, экономических, инвестиционных. Вариант, который предлагает наша рабочая группа, является наиболее разумным. Если бы Красноярск был «донором», можно было бы на эту тему рассуждать, но сегодня много программ финансируется из краевого бюджета. Я думаю, что органы местного самоуправления должны полагаться на решения властей края и направлять собственные средства на более неотложные нужды. Только с помощью привлечения инвесторов мы сможем оставить в собственности Красноярского края взлетно-посадочную полосу и другие плоскостные сооружения. Главное, чтобы интересы края были защищены с юридической точки зрения. Жителям же интересно, чтобы аэропорт функционировал, были комфортные условия, новые пассажирские перевозки, меньше рейсов с пересадками, и самое главное - чтобы стоимость услуг аэропорта была такой, как в лучших аэропортах России и мира. Мы рассматриваем все предложения, начиная от выкупа на начальном этапе с гарантией строительства того терминала, который требуется для края, и заканчивая инвестированием с последующим возмещением затрат. Не в доле края интерес, а в том, чтобы аэропорт был построен вовремя, качественно и качественно предоставлял свои услуги населению».

Такой подход выглядит вполне рационально: инвесторы вкладывают собственные или заемные средства в надежде на прибыль. При контроле со стороны государства их риски, понятное дело, снижаются.

Мастер-план и доля инвестора

На основании разработанного мастер-плана инвесторам предлагается модернизировать наземную инфраструктуру: провести реконструкцию дорог, парковочного комплекса, служебных зданий, станции пожаротушения, инженерных систем и терминального комплекса. Самый дорогостоящий проект – строительство нового пассажирского терминала площадью около 40 тысяч «квадратов», рассчитанного на трехмиллионный пассажиропоток в год.

После 29 апреля все заявки инвесторов будут проанализированы рабочей группой, которая примет решение о наиболее выгодном для Красноярского края варианте. Но Валерий Семенов заметил, что в качестве преимущества потенциального инвестора будет расцениваться не только стремление построить новое здание, модернизировать инфраструктуру, но и управлять всем будущим комплексом. Инвестор «должен предложить, кто и как будет обслуживать аэропорт. Но в принципе мы ждем предложений от любых компаний. Это могут быть строители, частные инвесторы, банки или структуры, которые уже профессионально занимаются аэропортовой деятельностью. А наша задача – выбрать то предложение, которое будет наиболее надежным и гарантирует возведение нового терминала и его последующую эксплуатацию. В итоге мы должны получить качественный объект, который будет служить долгие годы».

По мнению вице-спикера, «окно для предложений» открыто для всех, в том числе для международных компаний: «Могут быть рассмотрены варианты, что мы оставим 100-процентную долю, 50 или 25 процентов акций плюс одна акция собственности аэропорта. Либо просто появится инвестор, который решит выкупить основные фонды аэропорта, за исключением инженерной инфраструктуры. Он заплатит, скажем, пять миллиардов рублей. А под гарантии возьмет обязательства, что построит новые объекты».

Будущее не за горами

По данным ассоциации «Аэропорт» Гражданской, пассажиропоток «Емельяново» постоянно увеличивается. С 1996 года (когда его услугами воспользовались 674 тысяч человек) до 2013-го он вырос почти в три раза. По итогам прошлого года, аэропорт обслужил 2 млн 64 тыс. 629 пассажиров. Это стало историческим максимумом перевозок на авиапредприятии. Количество пассажиров, воспользовавшихся международными воздушными линиями, увеличилось на 25 процентов. На внутренних направлениях полетов также наблюдается рост показателей.

Эти цифры свидетельствуют о хорошей динамике пассажирских перевозок и развитии маршрутной сети. Как сообщает та же ассоциация, в России действует 70 портов. В списке из тридцати наиболее загруженных «Емельяново» занимает 13 строчку. Поэтому готовиться к трехмиллионному пассажирскому потоку необходимо заранее.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру