Курортная зона

Корреспондент «МК» попал в тюремную больницу

 Пока «МК» пытается получить официальное приглашение в «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 1», ГУФСИН России открыл двери для журналистов. Очевидно, службе исправления наказаний в отличие от гражданских чиновников нечего скрывать. И есть чем похвалиться. Гостеприимство тюремной больницы любопытно ещё и потому, что места лишения свободы принято считать вотчиной туберкулеза.

Корреспондент «МК» попал в тюремную больницу
Фото: Юлия Рядчикова

 Как рассказал начальник учреждения Владимир Элярт, эта больница - самая внушительная по размерам в России. Сюда свозят заключенных из двадцати трех регионов страны - от Урала до Дальнего Востока. В ее структуре - 16 лечебных отделений, восемь из которых - туберкулезного профиля. Это не могло не заинтересовать «МК». Напомним, по просьбе читателей мы уделяем проблемам, связанным с лечением этой болезни, пристальное внимание. Недавно нам довелось посетить детский противотуберкулезный санаторий. Больным ребятишкам повезло намного меньше, чем зэкам. И в плане мебели, и в плане ремонта, и в плане оборудования. Вот такой циничный парадокс нашего краевого здравоохранения.

Да что говорить: на фоне большинства наших региональных клиник больница для заключенных выглядит впечатляюще. В глаза бросаются чистота, живые цветы и ухоженные аквариумы. Многие палаты напоминают гостиничные комнаты - тут тебе и прикроватная тумбочка, и картина над кроватью. Никаких облупленных стен и холода в помещениях, в необходимости которого нас когда-то убеждал главврач детского санатория. В столовых диспансера и вовсе домашняя обстановка - бабочки на шторах, панно, цветочные композиции по углам. «Это наши медсестры наводят уют, - пояснил Элярт. – Они даже развешивают в больнице рисунки своих детей».

Журналистов заинтересовала операционная, где проводится фиброгастроскопия, ведь заключенные нередко глотают что-нибудь инородное в знак протеста. По словам Владимира Феликсовича, ручки, гвозди и прочие «протесты» в желудке актуальны до сих пор. Вот только теперь заключенному за самовредительство придется выплатить в доход государства все понесенные больницей расходы на лечение, включая доставку в клинику. Так казна ежегодно пополняется, по заверению Элярта, более чем на миллион рублей.

ХХХ

В среднем за год Краевая туберкулезная больница № 1 обслуживает до 6,5 тысячи осужденных. В ход идут не только проверенные методы лечения. С 2010 года клиника, первая в стране среди учреждений пенитенциарной системы, применяет инновационные методики. Это и локорегионарная терапия (введение лекарственных препаратов в область подмышечных впадин, ингаляции иммуномодуляторами и физиолечение), и клапанная бронхоблокация. Практически в ста процентах случаев после такого лечения закрывается полость распада, прекращается бактериовыделение у пациента, то есть он становится неопасен (как переносчик болезни) для окружающих. В шестидесяти процентах случаев наступает полное выздоровление.

ГУФСИН уделяет много внимания профилактике болезни. С 2009 года действует проект «Автопоезд здоровья ГУФСИН». Колонна машин повышенной проходимости подвозит передвижные медицинские кабинеты ко всем подразделениям ведомства в крае. Медики осматривают не только осужденных и работников, но и местных жителей, если у тех возникает такое желание. Проект имеет преимущество перед знаменитым «Поездом здоровья», ведь автопоезд ГУФСИН едет не по рельсам, а зачастую по нехоженым дорогам. «Бывает, мы приезжаем в такие местности, где люди по двадцать лет не делали флюорографии, - рассказывает начальник туберкулезной больницы № 1 ФСИН России Дмитрий Карелин. - Если в колонии тысяча человек, то все они осматриваются нами, независимо от того, сколько на это уйдет дней. Очень часто выявляем туберкулез, онкологию, особенно опухолевидные образования брюшной полости. Ежегодно обследуем порядка 17 тысяч человек, 15 тысяч из них - заключенные».

Начальник отделения легочной хирургии Сергей Надтокин рассказал, что его подчиненные систематически проходят обучение в других городах, где есть успешный опыт лечения туберкулеза. Да и сам он, несмотря на многолетний опыт, не перестает совершенствоваться. И вообще свою профессию считает творческой. Судя по тому, с каким вдохновением медики отделения рассказывали нам об успехах больницы, Надтокин в своем мнении не одинок.

- Каждый больной туберкулезом заражает до ста человек, - замечает начальник туберкулезного легочного отделения № 6 ФСИН России Елена Королькова. - Мы своей работой снижаем уровень таких больных по всей стране.

- По моей информации, как раз выходцы из мест лишения свободы – основной источник туберкулеза…

- Это не так. Больными они поступают из гражданского сектора. По прибытии в СИЗО им дважды в год делают флюорографию. Заболеваемость по колонии очень низкая. И лечение контролируемое. Оздоровление больного туберкулезом может занимать до пяти лет. Оно проходит в несколько этапов. Первый - это стационарное лечение. Второй - фаза долечивания, которая осуществляется как в стационаре, так и в амбулаторных условиях. Третий этап – диспансерное наблюдение. Как раз когда больной освобождается, он не встает на учет в диспансер. И заставить его никто не вправе.

- По поводу контролируемости лечения… Министр здравоохранения края Вадим Янин рассказывал: когда он работал в системе ГУФСИН, то наблюдал, что заключенные не желают принимать препараты - им удобно оставаться в «больничке».

- Есть такая категория. Но она очень маленькая. Сегодня заключенные принимают таблетки в присутствии медицинской сестры. Проглотив их, они показывают язык. К тому же у нас создана группа психологической поддержки, которая формирует у больного приверженность к лечению.

ХХХ

В ординаторской я застала профессора, доктора медицинских наук, заведующую кафедрой туберкулеза Красноярского государственного медуниверситета Наталью Корецкую. Туберкулезная больница ГУФСИН – одна из клинических баз вуза.

- Благодаря тому, что мы нашли хорошее сочетание традиционных методов лечения с инновационными, удалось повысить эффективность лечения в среднем в полтора раза, - говорит Корецкая. - Это при том, что сегодня стремительно растет лекарственная устойчивость. Надо сказать, что врачи этой больницы очень хорошо относятся к новым методикам. Как результат, заболеваемость туберкулезом в пенитенциарной системе края - одна из самых низких в РФ.

- Зато в крае одна из самых высоких…

- Во многом причиной этого является крайне низкая санитарная грамотность населения. Невозможно кого-то заставить обследоваться без уговоров. Но точно не вина врачей.

Укомплектованность врачами-фтизиатрами в крае низкая - всего 49 процентов. Выпускники стараются не иметь дела с чахоткой. Сейчас остро стоит проблема туберкулеза медработников, которая возникла еще в середине 70-х. Заболеваемость в четыре-пять раз выше, чем среди остального населения, которое не имеет дела с этой заразой.

И речь идет не только о медиках фтизиатрической службы. Болеют и терапевты, и патологоанатомы, и судмедэксперты, и стоматологи.

- Почему туберкулез называют социальной болезнью?

- Есть такое выражение - сытому человеку туберкулез не страшен. Причиной болезни становится несбалансированное питание, когда человек не получает достаточного количества белка. И стресс. Не зря вспышки туберкулеза происходят во время войн и стихийных бедствий. Кроме того, играют роль различные заболевания, которые ослабляют организм - сахарный диабет, язвенная болезнь, алкоголизм, ВИЧ-инфекция.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру