Бдительность в тротиловом эквиваленте

Спецслужбы рекомендуют красноярцам воздержаться от паники

 Недавнее сообщение в социальных сетях о прибытии в Красноярск террориста из Волгограда оказалось ложным. Таков был ответ правоохранителей на появившуюся в интернете тревожную листовку с фото разыскиваемого, его приметами и телефонами полиции.

Что действительно удалось автору поста, так это пощекотать нервы мнительным красноярцам. Конечно, здравый смысл говорил о нелепости сообщения, но сомнение все же поселилось в некоторых душах. Здравый смысл кричал и о том, что гарантии безопасности красноярцев никто не дает.

Спецслужбы рекомендуют красноярцам воздержаться от паники
Коллаж: Сергей Гуськов

 Красноярцам не хватает солнца

Кстати, и фото, и приметы принадлежат реальному человеку, которого разыскивает полиция, но не в связи с террористической деятельностью. Информация о подозреваемых в совершении преступлений размещается на специализированных стендах «Их разыскивает полиция» и на интернет-сайтах органов внутренних дел. Очевидно, там автор сообщения их и позаимствовал. По словам полицейских, жители края в последние дни активно реагируют на эти сведения. В ОВД поступает много сообщений о местонахождении людей, похожих на разыскиваемых. Правда, пока ни одно из них не подтвердилось.

Еще несколько лет назад казалось, что терроризм не дойдет до Сибири. Работал стереотип: мол, живем далеко и тихо. Куда больший резонанс сообщения о терактах вызывали в центральных городах страны.

В 2011 году за оправдание терроризма в крае впервые осудили девушку. На 2,5 года условно. Из обвинительных материалов следовало, что Тамара Гаврилова (надо заметить, психолог) разместила в соцсетях «Пособие для начинающих террористов». На ее страничке можно было найти и статьи - правила замены магазина автомата, рекомендации по вербовке, оправдание известных терактов и прочее. Тележурналистам удалось пообщаться с девушкой после вынесения приговора. Она подтвердила, что действительно знакома с боевиками-моджахедами. Ислам приняла в 18 лет. Носила хиджаб, неоднократно бывала в Чечне, где хотела остаться жить. Кстати, среди интернет-друзей девушки числился и некогда красноярец, известный спортсмен - многократный победитель состязаний по греко-римской борьбе, чемпион Европы, мастер спорта международного класса Беслан Чагиев. В мае 2009-го он, боевик по кличке Харун, подорвал себя в центре Грозного.

После разоблачения Гавриловой в крае был еще ряд аналогичных уголовных дел, когда странички в соцсетях становились местом пропаганды экстремистских проявлений ислама.

Весной 2013 года принявшая ислам жительница Минусинска под именем Марьям Заккиева открыто призывала в соцсети к совершению террористических актов. На странице она размещала фотографии лидеров бандформирований, в комментариях оправдывая их идеологию. Как установили сотрудники ФСБ, в интернете ей удалось собрать более миллиона рублей. Сумма предназначалась на подкуп должностных лиц, занимающихся делами задержанных или осужденных террористов. Деньги отправляли со всей страны люди, поддерживающие идеи терроризма.

Вскоре было возбуждено уголовное дело в отношении еще одного минусинца, распространявшего экстремистские листовки. По словам сотрудников ФСБ, на допросе задержанный пояснил, что пошел на преступление не по идеологическим соображениям, а из корысти. Якобы к нему подошли неизвестные лица и предложили заняться распространением листовок, а также устными призывами к экстремизму - пообещали заплатить 500 рублей.

Тенденция в ранее свободной от террористических проявлений Сибири настораживает. Как гласит портал «Кавказцентр», по мнению исламистов, «сибиряки в этой сверхбогатой стране (России – «МК»), основное население которой составляют потомки ссыльных Московией, ненавидят москалей, желают им смерти и стремятся освободиться от лютого русского ига». Из чего можно сделать вывод, что экстремисты нас принимают едва ли не за «своих», загнанных, дескать, москвичами в холодную глубинку. Может, поэтому сибиряки в последние годы все чаще попадают в сводки преступлений, связанных с терроризмом?

Впрочем, констатировать широкое распространение экстремизма в крае неверно, считают правоохранители. Подобная тенденция есть во всех регионах. Никто не может предугадать и потенциальные города, в которые исламисты могут заявиться недобрыми гостями.

Красноярцы, служившие в горячих точках и знакомые с шахидами не понаслышке, имеют самые разные точки зрения на возможность терактов в городе на Енисее. Служивший в Чечне и Дагестане, награжденный медалью «За отвагу» ветеран войны Иван Аникин весьма оптимистичен:

- Я считаю, что экстремистам наносить удар по краю нет смысла. Порой участники теракта, как выясняется позже, даже не знают, в каком городе они его учинили. Для них главное - шоу, отработать деньги, которые им заплатили. Зачем для этого ехать за тридевять земель в какую-нибудь Якутию или Красноярский край?! Поэтому их интересует запад России, ее столицы. Боевики-фундаменталисты, националисты, конечно, могут здесь оказаться - к примеру, друзей навестить, переформироваться. Шахиды - вряд ли.

- На ваш взгляд, что толкает красноярцев на террористическую деятельность?

- Думал об этом. Самое большое число суицидов - в тех странах, где мало солнца. И в Сибири его не хватает. Люди здесь агрессивные, часто социально недовольные, склонные к депрессиям. Их легко склонить на глупость.

Противоположной точки зрения придерживается служивший в горячих точках в составе отряда быстрого реагирования ГУ МВД, руководитель Красноярской региональной общественной организации ветеранов спецподразделений «Ратник» Андрей Вундерлих:

- События последних лет показали, что Красноярский край - один из регионов, где вероятен террористический акт. То, что в интернете прошла информация о прибытии в Красноярск террориста, - быть может, и шутка. А то, что к терактам имеют отношение люди родом из Красноярска, - уже не смешно…

- У нас на многие предприятия сегодня проходишь беспрепятственно, - досадует депутат ЗС края, полковник полиции Юрий Швыткин, побывавший в служебных командировках в Баку, Фергане, Кировобаде, Чечне и других горячих точках, награжденный тремя медалями мужества, медалью «За боевые заслуги» и медалью «За отличие в воинской службе». - Это неправильно. Надо быть богом, чтобы заверить, что в крае не будет террористических актов. Но не стоит и драматизировать ситуацию. Во многом безопасность зависит все же от бдительности самих граждан. Необходимо сообщать в полицию обо всех людях, которых можно заподозрить в ваххабизме. Я сообщал. И не надо бояться сделать ложное сообщение, стать посмешищем. В этом случае палку лучше перегнуть.

Экстремистов встречают не по одежке

Если еще несколько лет назад с угрозой ассоциировалась традиционная мусульманская одежда, то сегодня шахиды стараются вербовать людей славянской внешности. Следовательно, хиджаб - лишь один из вероятных вариантов внешнего образа террориста. К таким же спорным признакам относится форма носа, смуглая кожа и начищенные ботинки (считается, что перед терактом смертник особое внимание уделяет обуви).

«В одной из горячих точек мы определяли экстремистов по отсутствию трусов, - вспоминает Швыткин. - Они носят только кальсоны. Еще - по мозолям на указательных пальцах или синяках на предплечье – это указывало на то, что человек держал оружие в руках. Борода - не признак экстремиста. Они сбривают их, когда идут захватывать объект. Как правило, эти люди (хотя, скорее, нелюди) всячески пытаются замаскироваться под общую массу. Быть серой мышкой среди людей»…

Как рассказали «МК» в региональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией и терроризмом», распознать террориста-смертника можно. По словам специалиста ведомства, бывшего сотрудника ОВД и прокуратуры, ветерана боевых действий, участника контртеррористических операций в южном регионе РФ Владимира Игнатенко, люди, идущие на смерть во имя Аллаха, обычно выдают себя поведением. Они либо отрешены, даже заторможены, либо чрезмерно возбуждены, что может быть последствием наркотического воздействия. Взгляд если не отсутствующий, то сосредоточенный. Они нервничают, в связи с чем могут, к примеру, часто поправлять предметы одежды, что-то говорить «себе под нос», сильно потеть, оглядываться по сторонам, облизывать губы. Стремятся избежать встречи с сотрудниками правоохранительных органов. Террориста может выдать и такая особенность, как резкий запах взрывчатых веществ, напоминающий миндальный орех, марципан или аммиак.

Одежда террориста, идущего на смерть, может быть мешковатой, свободного покроя, не соответствующей погоде, такой, которая позволяет скрыть на теле взрывное устройство. На женщинах обычно нет украшений, обуви на каблуках, а волосы скрыты головным убором. Вместе с тем смертница может быть одета в общепринятую одежду – джинсы, куртку, спортивную кепку, кроссовки, и быть при полном мейкапе.

Важно: заприметив возможного террориста, ни в коем случае не стоит вопить на весь мир, привлекая к нему внимание окружающих! Вашу информацию должен получить только полицейский или сотрудник охраны. Хорошо, если он окажется поблизости…

На случай, если вам доведется натолкнуться на баночку Coca-cola с торчащими из нее проводками, Владимир Александрович советует не подходить к ней ближе, чем на 60 метров. В случае обнаружения взрывного устройства более внушительных размеров зона эвакуации составляет до 200 метров. Радиус опасной зоны толовой шашки, которая выглядит как кусок хозяйственного мыла, - до 55 метров. Если на глаза вам попался подозрительный чемодан или сумка, стоит отойти на 350 метров.

Ретировавшись в сторону, необходимо остаться неподалеку и предупредить людей о возможной опасности до приезда спецподразделений. Телефоны, по которым следует обратиться при обнаружении подозрительных предметов: 02 – ОВД и 230-93-20 – ФСБ, либо по бесплатному номеру «Комитета по борьбе с коррупцией и терроризмом» 8800-77-56-098. Но звонить нужно только после того, как вы окажитесь на безопасном расстоянии. Даже sms может вызвать электромагнитный импульс, который приведет взрывное устройство в действие.

«Во время прежней деятельности, тесно работая со спецслужбами, я был свидетелем того, что немало терактов в стране пресекается еще на стадии подготовки, - говорит Игнатенко. – Помню, в одном интервью лидеры бандформирования говорили, что со временем добьются того, что террористические акты перенесутся вглубь России и так запугают народ, что он будет бояться выходить на улицу. Цель террористов - дестабилизация жизни общества. Если они приведут нас к панике, то их действия можно считать удачными. Поэтому паниковать нельзя. Как сказал царь Соломон: «На все - время и случай». Бдительность нам в помощь». 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру