Школа ремонта требует

В январе стартует конкурс среди учебных заведений края, стоящих в очереди на капремонт

 Это тот случай, когда побеждает слабейший. Чем более дырявая крыша, шаткие стены и скрипучие полы, тем выше шанс на преображение. В минувшем году край потратил на капитальный ремонт учебных учреждений 418 млн рублей, не считая муниципальных вложений. Умножьте эту сумму, скажем, на семь, и этих денег все равно не хватило бы, чтобы привести в полный порядок все прохудившиеся школы.

В январе стартует конкурс среди учебных заведений края, стоящих в очереди на капремонт
Рисунок: Анатолий Самарин

 Степенный подход к ремонту

В 2013-м откапиталено 127 школ Красноярского края. Где-то ремонт коснулся только системы энергосбережения - к примеру, заменили окна. Где-то понадобилось устранить предписания Роспотребнадзора – пристроить к зданию модульный теплый туалет. Глобальный капремонт, когда здания едва ли не перестраивались заново, пережили 11 школ. Все они прежде были признаны аварийными. Иногда эксперты приходят к выводу, что такие развалюхи дешевле сломать, нежели отремонтировать. Быть или не быть на их месте новым строениям - зависит от многих факторов, в частности от востребованности или удаленности от прочих школ.

В ноябре прошлого года в Назаровском районе после капремонта открылось здание Степновской начальной школы.

«Необходимость капремонта очевидна с 2009 года, - рассказывает директор поселковой СОШ Ольга Пеллинен. - Я сообщила об этом в районное управление образования. Администрация оплатила экспертизу здания. Далее заключение было направлено в министерство образования края. В декабре 2011 года здание признали аварийным. Через два месяца в школе обрушился потолок. Муниципалитет разработал проект по устранению аварийности. Министерство его рассмотрело, и в мае 2012 года деньги были выделены».

Так как ремонт захватил не только лето, но и осень, 190 учеников первого-четвертого классов первую четверть обучались в старшей поселковой школе. Как нас заверили в министерстве образования, каким бы масштабным ни был ремонт, интересы школьников превыше всего. Ученики, как и весь персонал, на время ремонта переводятся в ближайшее учебное заведение либо здание, переоборудованное под школу. Дом культуры, к примеру.

Школа, принимающая гостей, конечно, вынуждена потесниться, введя в расписание двухсменный режим учебы. Это иногда приводит к небольшому оттоку учащихся.

«В сентябре мы приняли на свою территорию учеников и коллектив соседствующей с нами СОШ № 73, - говорит директор красноярской школы № 36 Ирина Воробьева. - Это определенный стресс для обеих школ. Некоторые ученики забрали свои документы. В основном это ребята, которые имеют профессиональные увлечения и в связи с дополнительными занятиями не могут учиться во вторую смену. Они имеют право выбрать любую школу, если она не переполнена. Территориальная привязка учащихся к определенной школе строго соблюдается только в случае с первыми классами».

Сегодня две школы, делящие одно здание, живут в мире и согласии. Совместно проводят линейки и отмечают праздники. Причем одним большим механизмом им придется существовать еще как минимум год. Как только ремонт 73-й школы завершится (с учетом сегодняшних, опережающих график, темпов работ это должно произойти в ближайшем сентябре) спустя год, в 2015-м начнется капремонт 36-й школы. Тогда принимать переселенцев будет 73-я школа. Уже готовится проектно-сметная документация. Здание 36-й не признано аварийным, но, имея за плечами 70-летнюю историю, оно не соответствует различным требованиям. В частности пожарного надзора.

В минувшем году капитально ремонтировались школы в Казачинском, Богучанском, Шарыповском, Шушенском, Каратузском и Балахтинском районах. В основном это сельские школы.

В текущем году продолжит действовать краевая целевая программа на 2013-2015 годы «Обеспечение жизнедеятельности образовательных учреждений». Ее лимит - 130 млн рублей. Попасть в нее, чтобы «осовремениться», школам не удастся. Она рассчитана исключительно на устранение аварийности учреждений. Последнее слово - быть или не быть школе отремонтированной в ближайшем будущем - остается за комиссией от правительства края, в которую входят депутаты ЗС, независимые представители и специалисты министерств образования и финансов.

- Главный смысл этой комиссии, скорее, в том, чтобы следить за правильностью соблюдения процедур этого выбора, - считает депутат ЗС края, член комитета по образованию, культуре и спорту Егор Васильев. – Конечно, хотелось бы, чтобы капитальных ремонтов в сфере образования было больше. Когда езжу по районам края, то вижу, что фронт работы очень большой – иные школы действуют еще с довоенных времен.

- Долго ветхим школам края ждать глобального внимания?

- Стратегически мы планируем увеличение мест в школах. Всем понятно, что необходимо избежать ситуации, сложившейся с детсадами, когда демография застала нас врасплох. Если судить по тому, как сегодня решается вопрос с дошкольными учреждениями, я вас уверяю, что со школами мы войдем в волну всплеска рождаемости более готовыми. Как школьный вопрос будет расписан по годам, точно не могу сказать, но перспектива 2015 года уже рассматривается.

Серьезность не помешает

«В Красноярске с ремонтом проще, нежели в прочих территориях края, – замечает начальник отдела ресурсного обеспечения, реализации целевых программ министерства образования и науки края Лариса Климова. - У краевого центра есть своя программа по капремонту, свой бюджет, то есть помимо краевых субсидий у города всегда найдутся свои лимиты».

По информации пресс-службы управления образования администрации Красноярска, в течение двух ближайших лет на капремонт закроются 10 школ города, а в СОШ № 82 проведут реконструкцию - в учреждении планируется возвести дополнительный корпус на 300 мест.

«Учреждения, которые мы закроем на ремонт, были построены в 60-70-е годы прошлого века, - говорит руководитель главного управления образования Алексей Храмцов. - За это время в зданиях не проводилось серьезных ремонтных работ. В целом состояние школ удовлетворительное, но необходимо отремонтировать несущие конструкции, фасад, инженерные системы, электрику, привести материально-техническое оснащение школ и спортивную инфраструктуру в соответствие современным требованиям».

Удивительно, но после такого перечня необходимых работ чиновник ставит «тройку», хотя и «двойки» многовато. С таким раскладом Храмцова ненароком может постигнуть участь экс-руководителя департамента горхозяйства Олега Гончерова, не успевшего расставить правильные оценки происходящему в городе. Очевидно, подпорная стена на Свободном слишком долго числилась в троечниках…

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №2 от 8 января 2014

Заголовок в газете: Школа ремонта

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру