Рейтинг как элемент глобального маркетинга
Образовательный ландшафт в мире, как известно, весьма разномастен. Не только в силу национальных особенностей. Как, например, сравнивать Гарвард, Оксфорд, Принстон и новый вуз страны с развивающейся экономикой? Могут ли они иметь роднящие черты, кроме одного слова в названии - университет?
Для сравнения вузов в мире давно применяется система рейтингов. Это понятный всем инструмент и маркетинга, и, как следствие, влияния.
Зачем рейтинги вузам? Очевидно, чтобы заявить о своих достижениях. А в случае «провала» увидеть свои слабые звенья. К примеру, есть такой способ самопрезентаций инвестиционной привлекательности компаний на рынке акций - «road show» (дорожное шоу). Это публичные встречи с потенциальными инвесторами и аналитиками в ключевых городах мира. Для вузов такой способ дороговат. Но оставаться неизвестным в глобальном, интернет-прозрачном и яростно конкурентном мире немыслимо. Рейтинги помогают, что называется, выйти в люди - продемонстрировать свои возможности, преимущества и узнать место в первенстве под названием «битва за умы».
Собственно, выбор рейтингов велик, если не сказать нескончаем. Самый пафосный и авторитетный - Шанхайский ARWU - «Академический рейтинг университетов мира». Одним из главных критериев в нем служит наличие в составе преподавателей лауреатов Нобелевских премий и доля выпускников - претендентов на ее получение. ARWU был инициирован Китаем для собственного прорыва в индустрии образования. Надо ли говорить, что Россия представлена в нем только МГУ? Нобелевцы – элита, ехать в страну со странной инфраструктурой и суровой природой решаются не многие. А российские лауреаты могли покинуть Родину в смутные 90-е, когда утечка мозгов едва не стала катастрофой для страны. Поэтому участие в «Шанхае» - сверхзадача для желаемого будущего.
Второй рейтинг - World Reputation Rankings по версии британской газеты The Times. Эксперты считают его скорее имиджевым - в нем оценивается репутация вузов. Основные итоги формируются после опроса профессуры. Очевидно, что первые места в списке занимают английские и американские университеты с вековыми традициями. В прошлом году в ТОП-400 попали два вуза: МГУ и МГИМО. В этом году в рейтинг-2012 вошел только МГУ.
Кроме того, вузы ранжирует британское агентство Quacquarelli Symonds. Это ведущий международный поставщик аналитики сфер высшего образования и трудоустройства в 50 странах. Ежегодно здесь выдают несколько «листингов». Один из них, академический рейтинг QS World University Rankings, оценивает университеты по степени активности, интернационализации и качеству научно-исследовательской деятельности, преподаванию, учитывает мнение работодателей и карьерный потенциал выпускников.
Но у агентства есть и более широкий рейтинг - QS-Stars, социальный. Он включает внушительную линейку критериев - более 50 (в первом рейтинге их всего шесть). Дополнительно «инвентаризуются» вузовские инновации, доступность для студентов получения грантов и спецстипендий, оснащенность зданий приспособлениями для людей с ограниченными возможностями (так называемая безбарьерная среда), развитие кампуса, оснащенность зонами wi-fi, количество патентов… И учет мнений работодателей о выпускниках - соответствуют ли они требованиям компаний?
При таком скрупулезном исследовании получить хотя бы одну заветную «звезду» от QS-Stars - стремление ведущих университетов. У СФУ это получилось - вузу присвоен статус «три звезды».
Чем наши хуже?
Что мешает российским (в частности красноярским) вузам попасть в заветные топы мировых лидеров науки?
Ректор Сибирского федерального университета, академик РАН Евгений Ваганов отмечает, что участие в рейтингах – не прихоть, а требование государства к федеральным и научно-исследовательским университетам, отраженное в их программах развития. Получение трех «звезд» от QS-Stars – «победа не только вуза, но и повышение престижа и значимости всего Красноярского края.
- За что вуз получил три «звезды» – известно. Больше всего баллов в копилку «звезд» СФУ привнесли два направления – развитие инноваций и создание адаптивной инфраструктуры. За это британцы выставили по пять «звезд». Очень высокий показатель дали «закрытые» экспертные оценки работодателей – вуз в этой номинации получил четыре «звезды». Качество преподавания оценено на три «звезды», на две – доступная среда и интернационализация, еще по одной «звезде» - научная работа и международная аккредитация образовательных программ.
- Но как красноярский вуз с первой попытки участия в рейтинге QS-Stars добился такого результата? И что мешает другим вузам региона и страны быть столь же успешными с точки зрения международных оценщиков?
- Во-первых, для нас это весомая победа, - уверен Евгений Ваганов.- Неожиданную, хоть и понятную, поддержку мы получили от ведущих компаний: работодатели так демонстрируют свою заинтересованность в качественно подготовленных специалистах. Многие выставляют в вакансиях такие предпочтения, как диплом именно СФУ к претендентам на ключевые должности и посты. Во-вторых, мы не единственные, кто получил аналогичный рейтинг. Кроме СФУ, это МГИМО, Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского и Высшая школа экономики. Мы конкурировали с крупнейшими международными университетами. Заметьте, СФУ только семь лет, а результаты мы показали наравне с ведущими вузами страны.
Кстати, четыре «звезды» в этом году ни один из российских вузов не получил. Причина может быть такая: одна из оценок присуждается за количество иностранных студентов. Но ведь до конца 1990-х годов Красноярск был вообще закрытым городом. Речи об иностранных студентах не было! СФУ только начинает набирать обороты в этой части. У нас сегодня учатся около 300 студентов из других стран. Но такое количество несопоставимо с мировыми лидерами. И это же касается большинства университетов: Россия не англоязычная страна, лекции на этом языке читаются только на спецфакультетах. Поэтому двигаться надо в других направлениях, развивать сильные стороны. Культивировать научные знания, синтезировать достижения студентов с реалиями производства и экономики, создавать интегрированные технологические площадки, научные школы, закладывать традиции. И не снижать планку. Как бы высоки оценки в рейтингах ни были - их легко потерять. Это не звание почетного гражданина города, которое дается раз и навсегда. Работа предстоит долговременная, если мы хотим подтверждать свой статус. И вовлекать в систему «международных соревнований» и другие красноярские площадки.
А может, это лоббизм?
- Насколько объективны показатели рейтингов? По мнению скептиков, в данном случае работают некие лоббистские усилия…
- Невозможно повлиять на экспертов, иначе они подорвут репутацию независимого агентства. Все показатели, которые вуз отправляет на оценку, должны иметь официальные документальные обоснования. Если это списки докторов наук - то должны быть представлены решения комиссий о присвоении ученых степеней. Если это оснащение пандусами - то фотографии. Даже территории, охваченные Интернетом, должны подтверждаться технической документацией. И такие задокументированные, обязательно находящиеся в открытом доступе данные, занимают примерно половину исследования.
Вторая часть – закрытые экспертные опросы – полторы тысячи студентов, представителей научного сообщества. Последние не должны быть нашими преподавателями, это важное условие. Компании, для которых мы проводим обучение специалистов, также вольны самостоятельно оценивать уровень СФУ. Надавить, договориться, заставить здесь невозможно. Эксперты вообще не поддаются манипулированию со стороны вузов.
Поэтому такого рода скепсис эмоционально понятен – трудно поверить в молниеносный успех СФУ. Но, с другой стороны, «профанирующие» разговоры расслабляют другие вузы. Надо чувствовать тренды в сфере образования, которые определяют его уровень. В стране действуют более тысячи вузов, должны появиться и интернационализация образования, и сетевые технологии обучения. Под это необходимы уровни материальной базы и финансирования. Но в первую очередь они необходимы тем, кто показывает реальные успехи.
Мягкая сила науки
Вуз получил «звездный статус» не только на международном уровне:
- В российских рейтингах СФУ уверенно входит в двадцатку сильнейших, - говорит Евгений Александрович, - имеет твердое признание на национальном и международном уровнях. В этом году в наш вуз пришли поступать 44 с лишним тысячи абитуриентов, на девять тысяч больше, чем в прошлом году. Средний конкурс на одно место - более шести претендентов. Красноярск стал звучать на федеральном уровне как современный и быстроразвивающийся образовательно-научный центр. А СФУ признан катализатором в объединении регионального научно-образовательного сообщества. Он является центром формирования общих планов, проектов, программ. Сейчас активно работаем над тем, чтобы перевести в практическое русло планы инновационного развития края.
Очевидно, что усилия СФУ могут быть расценены как «мягкое влияние» - фактор, который известен на международном политическом поприще. Эта сила демонстрируется тогда, когда необходимо добиваться желаемого на основе добровольного участия союзников, а не с помощью принуждения или подачек.