У власти пригрелась жадина-говядина

«Священная корова» продолжает доить народ

 Скандал в самолете, учиненный депутатом Госдумы, уже бывшим заместителем секретаря генсовета «Единой России» Андреем Исаевым, стал толчком для дискуссий на разные темы, в том числе – о привилегиях властей предержащих. И Исаев, и его помощник - госслужащие, а не олигархи и не счастливые обладатели наследства богатого американского дедушки, чьи накопления позволяют покупать авиабилеты в бизнес-класс. Госслужащие, нанятые на работу народом для защиты его интересов. Только помнят ли они об этом, как и остальные, приравненные к ним государевы люди?

«Священная корова» продолжает доить народ
Рисунок: Анатолий Самарин

 Депутатский корпус как федерального масштаба, так и регионального, давно и прочно закрепил свои привилегии и денежное довольствие. В довесок к закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в котором прописаны будущие пенсии в 75 процентов от окладов, премии, страховки, клиники, полуторамесячный отпуск, жилье с меблировкой) приняты нормы оплаты чиновничьих путешествий. Документ называется «Порядок и условия командирования федеральных государственных гражданских служащих».

В нем, в частности, прописаны условия пользования авиатранспортом. Если высший руководитель - пожалуйте в салон первого класса, чиновники рангом ниже – в бизнес-класс. Депутаты Совфеда и Госдумы приравнены по льготам и привилегиям к министерским чинам, отсюда и такие «сказочные» возможности: избранники летают как бизнесмены.

Для справки. Первый класс оснащают (наряду с креслами, которые раскладываются на 180 градусов) диванами и полноценными кроватями. Для самых богатых пассажиров (а цены на места с VIP-лежанками превышают стоимость эконом-класса в восемь-пятнадцать раз) предусмотрена возможность доехать до порта в лимузине.

Во второй ценовой группе главным преимуществом являются удобные кресла, установленные на большом расстоянии друг от друга, и доставка пассажиров к трапу авиалайнера и назад отдельно от пассажиров других классов. При этом бизнес-класс дороже эконома в три-пять раз.

И те и другие сановные пассажиры ожидают вылета в комфортабельном лоундже (комнате отдыха, бизнес-зале), иногда оснащенном не только техническими и общепитовскими прибамбасами, но и спа-зонами.

Если в России ТАК живут слуги народа, то как должен жить сам народ?! Еще лучше: например, каждому россиянину - отдельный самолет с бассейном. Но это по законам логики. А по российским - известно как. К услугам народа-господина - скромный потертый салон с ничтожным расстоянием между креслами, отсутствием места для отдыха в зале ожидания. Этот парадокс настолько укоренился в сознании и народа, и его слуг, и в законах, что его абсурдность никто уже не замечает и оспаривать не берется.

И на днях, когда Минфин страны направил в Совет Федерации письмо, в котором говорится, что по закону пользование VIP-залами для парламентариев не предусмотрено, сначала возникло ощущение, что произошло чудо: власть задумалась об урезании самой себе (!) привилегий. Но потом выяснилось: сигнал ложный - на самом деле ведомство порекомендовало привести в соответствие с бюджетным законодательством возможность оплаты пребывания избранников в залах через проведение торгов. Дескать, аэропорты – частные компании, и их услуги должны проходить процедуру закупок по ФЗ-94. Прозвучали и цифры. На пользование VIP-залами для членов Совета Федерации ежегодно тратится около 30 миллионов рублей (согласно «Коммерсанту»), а депутатами Госдумы - порядка 70 миллионов рублей.

100 млн рублей в год – это, по мысли народных избранников, не такая уж и высокая цена за несколько часов уединения в аэропорту. Ведь они так утомлены чаяниями народа, что им надо собраться с мыслями, вздремнуть и просто побыть в круге равных.

Три года назад из-за угрозы перерасхода бюджета ГД, который составлял 5,2 млрд рублей, было предложено ввести контроль за расходами парламентариев на транспорт. Газета «Ведомости» писала, что в соответствии с законом о «О статусе депутата ГД и СФ» депутаты и сенаторы не только имеют право на получение любого необходимого им билета на любой вид транспорта вне очереди — билет предоставляется им бесплатно. Деньги компании-продавцу переводятся лишь спустя некоторое время. А поскольку количество обращений за билетами никак не регламентировано, как и право летать бизнес-классом и пользоваться VIP-залами, из закона предлагалось убрать возможность безналичного расчета. Норма дала бы минимальную возможность контролировать, кто и на какие билеты тратит деньги. Но подобных изменений в законе не произошло.

ХХХ

Сенатор от Красноярского края в Совете Федерации Вячеслав Новиков готов отказаться от многих привилегий, только не может «сходу сказать, каких именно: надо проанализировать»: «Содержание госаппарата всего по стране составляет около 4,3 процента от всех затрат в бюджете. Даже сокращение бизнес-классов не сможет дать существенную экономию. Лично я могу отказаться от многого, но, к примеру, без служебной машины свою работу не представляю. Я за полторы недели совершил около десятка перелетов, поэтому зал официальных делегаций – это возможность отоспаться».

Его коллега, депутат Госдумы от края Раиса Кармазина коротенько высказала свою позицию: «Никаких привилегий и льгот у нас нет. Я не знаю, за какие вы льготы говорите. Я думаю, что все надо монетизировать, и все разговоры отпадут». Кто о чем, а Раиса Васильевна - о наличных. Ей, помнится, и депутатской зарплаты в 150 тысяч мало. «Меня интересует вопрос, когда же наконец мы будем получать зарплату такую, как у министров, потому что у нас ранг министра?» - публично негодовала Кармазина.

Очевидно, за годы «службы народу» чувство комфорта притерлось к северной депутатше так, что ощущение привилегированности ушло. И она решила, что эти не-привилегии ей положены за заслуги перед Отечеством, по праву рождения, от Бога?..

Олег Пащенко, депутат ЗС края: «Я уже года три не летаю. Не знаю, как там в аэропорту все устроено. Но бизнес-класс для депутатов надо как понятие уничтожить. Депутат - это помощник, друг народа, а он заселяется в отдельной ложе и сидит там, положив нога на ногу. Многие ребята стесняются! Надо поджаться. Не надо ждать, когда Москва прикажет. Сами власти могут найти резервы для сокращения. Это касается не только перелетов, зон особых, но и должностей. Время такое, когда увеличиваются разрывы между доходами. Краю надо показать пример. Поменьше надо за границу летать. А бизнес-класс – я не знаю, что он дает. Пять метров ближе к Москве? Когда в стране наведут порядок, надо убрать в два раза людей у власти, и страна продолжит работать. Но это должно быть не кусками оторвано, а целиком, в один момент разрублено! Тогда будет не стыдно получать деньги, которые ты не заработал»!

ХХХ

В топ-новости этой недели попали не только депутаты. Глава правительства Дмитрий Медведев призвал сократить госаппарат и средства на его содержание: «Нужно начинать с себя, показывая пример, поэтому нужно начинать с государственных структур и с компаний, в которых есть крупная государственная доля».

Подобные лозунги раздаются практически ежегодно, только вот штат чиновников все больше раздувается, а их требования привилегий становятся все жестче. Более 300 млрд рублей уходит из федеральной казны на них. «Дорогие россияне». Трудно при таком бюджете не почувствовать себя членами единой госкорпорации. Вот и первый зампредседателя думской фракции «ЕР» Николай Булаев заявил, что «у нас в партии давно нет священных коров». Ничего страшного, главное - священные права остались.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 16 октября 2013

Заголовок в газете: Жадина-говядина

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру