Власть ускользает из подлежащих в неудобосказуемые

Воля региональных чиновников обнаружила центростремительность

 Пожалуй, нет сейчас в Красноярске более животрепещущих сюжетов, чем грядущая корректировка стремительно хиреющего краевого бюджета и возведение храма на Стрелке, по образцу взорванного большевиками в 1936 году Богородице-Рождественского. Чиновники делают все более неутешительные заявления по поводу финансовой дееспособности региона, а важный для православного мира проект, вместо того, чтобы объединять горожан, приводит к все более ожесточенным спорам. И думается, что у двух этих сюжетов - одинаковый источник: то своеобразное отношение, которое под аккомпанемент возведения «духовных скреп» сложилось у чиновников к «национальным лидерам».

Воля региональных чиновников обнаружила центростремительность
Рисунок: Алексей Меринов

 Из суверенной демократии – в благословенную

Строительство храма в месте слияния Качи и Енисея предложил в 2012 году патриарх Кирилл во время визита в Красноярск. Инициатива возымела немедленную поддержку властей. В сентябре 2013 года место под культовое сооружение у Большого концертного зала было освящено. На «стройплощадке», где присутствовали первые лица региона, установлен поклонный крест. В кавычках - потому что ни сроков, ни подрядчиков еще нет. Есть только воссоздаваемый проект (Константина Тона), по которому в 1861 году был построен Богородице-Рождественский собор. Ну, есть какой-то проект и в головах чиновников. «Благодаря мудрому благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла именно здесь, в месте, на которое пришли казаки на своем пути в Сибирь, в Красноярск, откуда начинался наш город, будет возрожден храм», – заявил глава региона Лев Кузнецов на торжественном мероприятии.

Справедливости ради заметим, стоял Собор на месте здания краевой администрации и разрушен был в безбожном 1936-м. Не потому ли чиновники на ура восприняли волю предстоятеля? Мог ведь и снесть повелеть.

Не потому. Кроме Стрелки, были еще два варианта - на улице Игарской и на горе Караульной, выше часовни Параскевы Пятницы.

Против консолидированного вывода власти светской и духовной послышались доводы. Сначала на обсуждении с архитекторами, затем - в массах. Одни подписывают петицию против строительства, обращенную к мэру. Из аргументов: уродуется облик города, портится панорама, исчезнет любимое место для прогулок, на площади станет слишком тесно. «Большая часть горожан получает оплеуху лично от вас, как от представителя власти, в очередной раз наплевавшей на горожан и не удосужившейся спросить мнение горожан, именно горожан, так как в это место приезжают люди со всего города», - пишет интернет-пользователь Иван Васякин. Конечно, петиция собрала смешное количество подписей - 25. Но и в голосованиях на популярных интернет-порталах и пабликах в соцсетях (Dela.ru, «Проспект мира» и другие) голоса разделились примерно 80 процентов на 20 против строительства храма на месте сквера на Стрелке. Против строительства в этом месте выступил и Союз Архитекторов – с официальным обращением. «Руководствуясь исключительно профессиональными критериями, во исполнение п. 2.1.3 устава Союза архитекторов России, который гласит, что защита общества от непрофессиональных действий в области архитектуры и градостроительства является одной из приоритетных задач Союза, Красноярская организация СА считает размещение Кафедрального собора на Стрелке серьезной градостроительной ошибкой, - говорится в обращении. - Уверены, что процедура выбора площадки для такого значительного сооружения, как Кафедральный собор, может быть продолжена и должна носить более широкий и открытый характер». По мнению профессионалов, место неудачное: есть вероятность затопления, предполагаются непомерные траты.

Наконец, существует риск появления на излюбленном месте прогулок долгостроя - возводиться культовое сооружение будет на деньги благотворителей и пожертвования. «Я не против самого строительства храма, но надо понимать, что район Стрелки – это не просто центр города, это лицо Красноярска. Не хотелось бы, чтобы на этом месте возник очередной долгострой», - написал депутат горсовета Константин Сенченко в Facebook. Парламентарий предложил собрать хотя бы один миллиард рублей до начала масштабного строительства. И довести до ума храмы в Академгородке и поселке Торгашино, строящиеся уже более 10 лет.

Неисповедимый путь

Однако власть реагирует на все протесты весьма странным образом. Место неподходящее? Поправим, вложимся. Денег нет? Найдем. Всей своей риторикой она дает понять, что решение окончательное и бесповоротное.

Понятно почему - красноярская епархия РПЦ заявила, что будет бороться за проект до конца. И перечисляет, как ей кажется, железные аргументы. «Для верующих масс его (патриарха Кирилла) слово - слово Божье. Это благословение свыше, и как церковь мы будем прилагать все усилия, чтобы храм был воссоздан, и маленькая историческая справедливость восторжествовала, а Божье благословение почило бы на каждом красноярце». В этой логике понятно, почему владыка, например, выступает против общественных слушаний. «Это не строительство разведывательного инструмента военного направления, не биологический объект, который угрожал бы обществу какими-то выбросами, не шахты для военных ракет, - отметил он на одной пресс-конференции. - Нет никакой ажиотажной необходимости поднимать вопрос о соборе». «Патриарх – это тот, кому доверяют все православные нашего города. И раз уж спрашивают его мнения, он вправе ответить», - рассуждает красноярский священник Петр Боев на одном из православных форумов.

Поскольку других мнений от православного сообщества не исходит, можно сказать, что власть духовная вершится по своим законам. И пусть. Удивляет-то позиция власти светской.

Голосования и другие мониторинги общественного мнения устраиваются мэрией по куда менее значительным поводам. Например, быть или не быть небольшой компактной гостинице на Театральной площади Понятно, что быть – но тогда от слушаний к слушаниям и инвесторы, и чиновники, и архитекторы до хрипоты убеждали возмущенных в нужности, полезности и красивости проекта. В том числе автор решения площади - заслуженный архитектор Арэг Демирханов. В этот раз на слова о поддержке Арэга Саркисовича ссылается пресс-служба РПЦ. Сам он от комментариев отказывается. Складывается впечатление, что все подводится под заранее известный результат, о котором не то чтобы неудобно было говорить – неудобно говорить и о пути, который к нему привел.

Исполнение по умолчанию

Примерно такое же «недоговаривание» встречается в другой истории, на этот раз вполне мирской: перекраивание бюджета под президентские предвыборные обещания, которые позже стали указами. Вспомним, как болезненно реагировали на дефицит сначала отдельные чиновники. Например, министр финансов Роман Одинцов, вскоре после громких заявлений о «финансовой трагедии» ушедший в отставку. Затем - спикер ЗС Александр Усс. По его словам, только в 2013 году на исполнение указов президента необходимы 30 миллиардов рублей, которых в регионе нет. Наращивать долги край больше не может, и как действовать в такой ситуации - большой вопрос.

Предлагаемая осенняя корректировка доводит бюджетный дефицит до 27 млрд рублей. Частично он покрывается облигационными заимствованиями – на 11 млрд. При этом фактическая разница между доходами и расходами огромна – 44,8 млрд, но ее покрывают сформировавшиеся на начало года остатки. Довольно шаткое положение. Единственное, о чем не забывают упомянуть высокопоставленные чиновники, - социальные обязательства, дескать, будут исполнены в полном объеме. При этом ни они сами, ни хотя бы близкие ко двору политологи не ставят под вопрос сами указы президента. Пусть даже очень сдержанный вопрос.

Например, действительно ли регионы располагают достаточными ресурсами для исполнения указов? Насколько сбалансировано повышение зарплат бюджетникам в условиях падения цен на продукцию основных налогоплательщиков и растущего дефицита? Может быть, нужно децентрализовать налоговую базу? Или хотя бы изменить межбюджетные отношения? Потому что, залезая в облигации и займы, власть, выражаясь банковским языком, не предоставляет каких-то гарантий их погашения перед населением.

Опрощение вертикали

Впрочем, одну межбюджетную инициативу профильный комитет сейчас как раз рассматривает Поправки в Бюджетный кодекс РФ существенно меняют бюджетный процесс в регионах: упраздняются краевые долгосрочные программы с ветвящейся системой распределения денег. На месте этих программ появятся государственные, по которым со следующего года должны формироваться все целевые статьи. Всего таких программ в крае будет предположительно 20. Документ принят лишь в первом чтении, но то, что после доработок за него проголосует брльшинство, сомневаться не приходится: «сертификата соответствия» требуют любые изменения федерального законодательства.

Как рассказал на заседании комитета краевой министр финансов Владимир Бахарь, внедрение госпрограмм добавляет прозрачности бюджетным ассигнованиям, усиливает контроль над ними. Правда, как опасаются уже парламентарии, полномочия формировать бюджет могут перейти целиком к исполнительной власти. «Мне представляется, что роль депутата в формировании бюджета и его исполнении еще больше снижается, - отметил председатель комитета по делам села и агропромышленной политике Валерий Сергиенко. - Нам представят госпрограммы, сумма которых составит бюджет. Что его тогда обсуждать? Один комитет рассмотрел свою часть, другой другую, но в целом бюджетная картина для рядового депутата не вырисовывается».

Если для депутата не вырисовывается, то что уж говорить об обывателе? В принципе, выстраивание упрощенной вертикали, в которой исчезают сложные элементы, а власть становится все более центростремительной, наделяет неуязвимостью для критики. Потому что чем дальше, тем больше эта власть делается не подлежащей обсуждению.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру